Путь духовной деградации главного героя рассказа А. Чехова "Ионыч". Анализ рассказа «Ионыч» (А. П. Чехов) Жизнь доктора старцева в начале медицинской деятельности

Цель: Создать условия для осмысления рассказа А.П. Чехова “Ионыч”, понимания тех изменений, которые происходят в судьбе главного героя; способствовать переосмыслению понятия “человек и среда”.

Оборудование:

  • тексты рассказа А.П. Чехова “Ионыч”;
  • раздаточный материал (дифференцированные задания, карточки).

Тип урока: урок-размышление

Эпиграфы:

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся

II. Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Антона Павловича, “тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть”.

Главная особенность чеховской прозы – лаконизм и скрытый подтекст, в котором сложные жизненные ситуации намечаются лишь пунктиром. Писатель не говорит прямо, где добро и где зло, он позволяет сделать выводы самому читателю. Рассчитывая на нравственную чуткость и активное сотворчество читателя, А.П. Чехов писал: “Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он добавит сам…”. Ценность творчества А.П. Чехова заключается в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться.

На уроке мы будем анализировать рассказ “Ионыч”. Уделяя особое внимание художественным деталям, постараемся оправдать доверие писателя к нам, читателям, и понять то, на что лишь намекает автор. Тема нашего урока: “Путь духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова “Ионыч”.

Уточним значение слова деградация. (Учащийся по “Большому толковому словарю современного руского языка” Д.Н. Ушакова определяет лексическое значение этого слова.)

Деградация”. [фр. degeneration]постепенное ухудшение, упадок.

Зная тему урока, попытайтесь сформулировать его цель. Для этого используйте опорные слова: проследить, выяснить, понять. Учащиеся определяют цель урока:проследить путь духовной деградации героя; выяснить, какие изменения произошли с ним на этом пути; понять, почему произошли эти изменения.

Сравните теперь сформулированную вами цель с моей целью урока: проследить путь духовной деградации главного героя рассказа; понять причины превращения доктора Старцева в Ионыча; осознать, что приобрел и что потерял герой рассказа на этом пути.

III. Словарная работа

Обратите внимание на значения слов, которые нам нужны будут на уроке.

Обыватель – человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами.

Обывательщина – (презр.) – косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора.

Мещанство – перен. – психология и поведение человека с мелкими интересами и узким кругозором.

IV. Работа по новому материалу

1. Прослушаем комментарий к рассказу. (Индивидуальное сообщение учащегося.)

Рассказ “Ионыч” написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведёт к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены также вопросы взаимодействия человека и окружающей среды.

2. Приступаем к работе над текстом произведения. Я предлагаю вам, как обычно, вопросы, разные по степени сложности. А вы для себя выберите те, на которые сможете ответить. Начнем с наиболее простых вопросов. (Предлагаются дифференцированные задания, которые распечатаны на каждого ученика.) Выясним, как построено произведение.

“4” Какова композиция рассказа “Ионыч”?

Такой приём называется ретроспектива.

Вспомните, что такое ретроспектива?

(Ретроспектива (книжн.) – обращение к прошлому.)

“5” В чём смысл такой композиции?

3. Проследим путь Дмитрия Ионовича Старцева.

1) “4” Выделите временные отрезки, которые ознаменовались для героя важными переменами. (“Прошло больше года”, “Прошло четыре года”, “Прошло ещё несколько лет”.)
2) “5” При помощи какого композиционного приёма передаётся эволюция в душе героя?

4. Обратимся к тексту произведения и убедимся в том, как “работает” этот композиционный приём. Я предлагаю вам выполнить это задание, объединившись в группы.

Задание: выделите в тексте этапы эволюции доктора Старцева. (Работа проводится в группах. Каждой группе предлагается исследовать главу из текста и выделить определённый этап в развитии героя. 5 глав – 5 групп.)

1-я группа (1-я глава): “Он шёл пешком… (своих лошадей у него ещё не было)…”, “Пройдя девять вёрст и потом ложась спать, он уже не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошёл бы ещё вёрст двадцать”.

2-я группа (2-я глава): (через год) “ У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке”, “Я устал, едва держусь на ногах, – сказал он Пантелеймону.

И, садясь с наслаждением в коляску, он подумал: “Ох, не надо бы полнеть!”.

3-я группа (3-я глава): “Потом, иногда вспоминая, как он бродил по кладбищу или ездил по всему городу и отыскивал фрак, он лениво потягивался и говорил:

– Сколько хлопот, однако!”.

4-я группа (4-я глава): (через 4 года) “Уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками… Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой”.

5-я группа (5-я глава): (ещё через несколько лет) “Старцев ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову… И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот… В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем”.

5. Как изменяется духовный мир героя на каждом этапе развития?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выписать из текста каждой главы ключевые слова и словосочетания, характеризующие настроения, ощущения Старцева, и выделить те, которые свидетельствуют об утраченных началах в душе героя. (Работа проводится в группах.)

Составляется следующий опорный конспект:

1 группа (1 глава): приятно, удобно, не чувствует усталости, смеётся, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно”
2 группа (2 глава): волнуется, страдает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждёт любви, ужасается, “ох, не надо бы полнеть”
3 группа (3 глава): ошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце” , жаль любви, стыдно, успокоился
4 группа (4 глава): спешно принимает больных , ни с кем не сходится , хочет говорить, жаловаться, “огонёк в душе погас”, раздражается, “старимся, полнеем, опускаемся”, “а хорошо, что я тогда не женился”
5 группа (5 глава): “пополнел, ожирел”, “живётся ему скучно”, “ничто его не интересует”, “жадность одолела”
Вывод: Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует.

6. Сделайте вывод. В каком направлении идёт развитие доктора Старцева?

7. Вернёмся к прошлому героя. Выясним, каков он на начальном этапе развития.

  • “4” Каков образ жизни, характер молодого земского врача Дмитрия Ионовича Старцева?
  • “5” Каков духовный мир, каковы взгляды и общественные идеалы молодого земского врача Д.И. Старцева?

Отметьте положительные задатки Старцева и запишите их в тетради. Озаглавьте первую колонку “Доктор Старцев”. (В тетрадях составляется опорный конспект.)

(Доктор Старцев: честность, трудолюбие, целеустремлённость, жизненная активность, энергичность, жизнерадостность, наблюдательность, высокие идеалы, способность любить.)

8. Как меняется герой на протяжении рассказа?

  • “4” Как изменяется внешний вид, поведение, речь героя?
  • “5” Какие художественные приёмы помогают Чехову показать эволюцию героя?

9. Проследим, по каким направлениям идёт развитие образа доктора Старцева.

Направления, по которым идет развитие образа доктора Старцева:

1) Жизненная карьера.
2) Эволюция вкусов.
3) Роман с Екатериной Ивановной Туркиной.

1) “4” Как складывается жизненная карьера Старцева?
“5” Каковы мотивы труда Старцева?

2) “4” Как изменяются вкусы героя?
“5” Как характеризуют Старцева приобретённые им “интересы”?

10. Сопоставьте свои наблюдения с первым эпиграфом: “… до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!” (Н.В. Гоголь.)

(Эти слова Н.В. Гоголя, сказанные им в поэме “Мёртвые души” о Плюшкине, можно в полной мере отнести к Старцеву. В финале герой отвратителен. Чехов показывает нравственное убожество, низость своего героя, который растратил все свои лучшие качества. Он утратил свои идеалы, изменил своим привычкам и вкусам и полностью деградировал. Это “мёртвая душа”, которой уже не суждено вернуться к полноценной человеческой жизни. Перед нами безнравственный человек, предмет его поклонения – деньги, вытеснившие живое человеческое чувство, цель жизни – стяжательство.)

11. Как и многие писатели А.П. Чехов испытывает своих героем любовью. Именно любовь даёт Старцеву ещё шанс остаться человеком, пережить бурю чувств и эмоций.

Эпизод несостоявшегося свидания Старцева с Котиком на кладбище является кульминацией всего рассказа, наивысшей точкой напряжения, проверкой героя, неким рубежом.

  • “4” Каким увидел мир доктор Старцев, оказавшись на кладбище?
  • “5” Каков смысл сцены на кладбище в контексте рассказа?
  • “4” Как развивался роман доктора Старцева и Котика?
  • “5” Почему не состоялась любовь Старцева и Екатерины Ивановны?

Какие начала борются в душе Дмитрия Ионыча?

(Романтическое начало и трезвый, уравновешенный взгляд на жизнь, опасения “как бы чего не вышло”.)

Чем завершилась эта борьба?

(Нет борьбы, спокойное существование больше устраивает.)

12. Каков итог духовного развития Дмитрия Старцева?
13. Что послужило причиной перерождения героя?
14. Исследуем фон, на котором происходит эволюция героя. Каков фон, на котором происходит эволюция героя?
15. Вместе с героем познакомимся с семьёй Туркиных.

  • “4” Что представляет из себя семья Туркиных?
  • “5”. Почему автор, рассказывая о городе С., подробно описывает жизнь всего одной семьи?

(Автор идёт от частного к общему. Чтобы показать обстановку бездуховности, мещанства, обывательщины, автор, мастерски используя художественные детали, подробно описывает всего лишь одну семью. Но “если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город”. Таким образом, изображая крупным планом семью Туркиных, автор тем самым характеризует невысокий образовательный и культурный уровень городской интеллигенции.)

16. Озаглавьте вторую колонку “Город С.” и запишите слова, характеризующие жизнь города С. (Город С.: скука, однообразие жизни, злое невежество, равнодушие, удовлетворённость бездуховным существованием, пошлость.)

17. Как развивались отношения Д.И. Старцева с городскими обывателями?

18. Только ли среда виновата? Не было ли в самом Дмитрии Ионыче чего-то, благоприятствовавшего духовному перерождению героя? Когда, с какого момента начинается духовное омертвение? (Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось всё, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью, стремление жить для себя, а не для других. Личностные качества героя, усугублённые бездуховной атмосферой города С., отсутсвие высоких целей привели к деградации человеческой души.)

19. Какие качества приобрёл Старцев, которые сделали его Ионычем? Озаглавьте третью колонку “Ионыч” и запишите эти качества. (Ионыч: стремление к покою, приспособленчество, жажда наживы, душевная лень, отсутствие светлых идеалов.)

20. Я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию рассказа А.П. Чехова “Ионыч”. Разгадав его, вы сможете прочитать по вертикали зашифрованное в нём ключевое слово, которое характеризует жизненную позицию Старцева. (Работа проводится в парах.)

Кроссворд

1. Название песни, которую исполнял хор в городском саду. (“Лучинушка”.)
2. Имя кучера Старцева. (Пантелеймон.)
3. Предмет, который стал смыслом жизни Ионыча. (Деньги.)
4. Персонаж романа Веры Иосифовны. (Графиня.)
5. Жители города С. (Обыватели.)
6. Звук, который напоминала игра Котика на рояле. (Гром. )
7. Чему мечтала посвятить жизнь Екатерина Ивановна? (Музыка.)
8. Одно из развлечений Старцева. (Винт. )
9. Какой был праздник, когда Старцев впервые посетил Туркиных? (Вознесение.)
10. Болезнь, которой страдала Вера Иосифовна. (Мигрень. )

Учащиеся читают ключевое слово конформизм. Учитель даёт толкование лексического значения этого слова.

Конформизм (нач. XX в.) – пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений; приспособленчество, соглашательство. (Из французского.)

21. Сопоставьте ваши наблюдения со вторым эпиграфом: “Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несёт”. (Сенека Луций Анней (Младший) – римский философ, писатель, политический деятель.)

(Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Он пассивно принимает действительность, не пытается ей противостоять. Жизнь его однообразна и скучна, “проходит тускло, без впечатлений, без мыслей”. Он медленно плывёт по течению, потому что ему так спокойно и удобно. Жизнь проходит незаметно. Он подчиняется обстоятельствам, в нём постепенно гаснет способность к сопротивлению, происходит духовное омертвение – самое страшное возмездие, которое жизнь воздаёт за конформизм.)

V. Обобщение

1. В чём состоит идейный смысл рассказа?

(Автор в рассказе подчёркивает, что обывательщина, мещанская среда, любовь к сытости и покою “захватывают” человека очень быстро и ведут к его самовырождению. Чехов призывает вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости.)

2. В чём актуальность рассказа А.П. Чехова “Ионыч”?

(Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, содержательной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Поэтому рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Мы должны помнить, что человек должен быть ответственным перед собой, не заниматься пустыми мечтами, не идти на компромиссы со своей совестью, не приспосабливаться к обстоятельствам, иметь активную жизненную позицию, самому строить себе достойную жизнь.)

Слово учителя

В качестве напутствия вам, молодому поколению, вступающему в жизнь, я хочу процитировать слова Н.В. Гоголя: “Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”.

3. Прокомментируйте слова третьего эпиграфа: “Самое главное, о чём должен помнить человек, – это звёздное небо над головой и нравственный закон в нём”. (И. Кант, немецкий философ).

(В жизни, кроме материальных ценностей, есть ценности иные, о которых не стоит забывать. Гораздо важнее любовь, дружба, семья, дети, высокая цель в жизни. Не стоит замыкаться в себе, надо свою жизнь наполнить духовным содержанием, уметь видеть красоту окружающего мира, радоваться ей, дарить окружающим свет своей души, нести в себе добро. Звёзды – это символ этих ценностей, о которых должен помнить человек и стремиться к ним.)

И хочется дополнить словами А.П. Чехова: “Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро”.

VI. Домашнее задание

  • “5” Напишите сочинение-миниатюру на тему “Есть ли настоящая жизнь в рассказе “Ионыч”?”
  • “4” Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева – по нисходящей линии.

VII. Итог урока

VIII.Рефлексия

Закончите предложение: “Самое главное, что я понял(а) на уроке, это…”.

Сочинение: Чехов А. П. - Ионыч - "ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТОРА СТАРЦЕВА. (по рассказу "Ионыч")."

"ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТОРА СТАРЦЕВА. (по рассказу "Ионыч")."

ЭВОЛЮЦИЯ

ДОКТОРА СТАРЦЕВА. (по рассказу "Ионыч").

Ионыча Чехов показал, как создавались типы,

подобные Беликову, их эволюцию.

Перед нами

четыре этапа жизненной истории доктора

Старцев а. В раскрытии содержания этих

четырех этапов Чехов лаконично

демонстрирует постепенное обнищание духа

героя, ослабление его воли, силы

сопротивления, потерю активности, живой

человеческой реакции.

На первом

этапе Старцев еще полон сил и энергии. Заняв

должность земского врача, он поселился

вблизи больницы, в девяти верстах от города.

"Пройдя девять верст и потом ложась спать,

он не чувствовал ни малейшей усталости".

На втором этапе Старцев надел футляр на

свою деятельность, ограничил ее. На третьем

этапе Старцев отходит от земской больницы,

его внимание поглощает большая частная

практика. "Выезжал он уже не на паре

лошадей, а на тройке с бубенцами".

четвертом этапе жизнь Старцева

окончательно опустошена и обеднена, она

парализована приобретательством, у него

есть имение и два дома в городе, но он

облюбовывает еще. Увлечение в молодости

любимым делом, желание приносить

общественную пользу вырождается в

эгоистические хлопоты, интерес к людям - в

полную нечуствительность.

"Показывая

эволюцию Старцева от молодого врача-общественника,

живого и эмоционального человека, до

ожиревшего, пухлого Ионыча, который на

своей тройке с бубенчиками кажется не

человеком, а языческим богом", Чехов

разоблачает, таким образом, и среду,

оказавшую на Старцева тлетворное

воздействие, и его самого.

Старцев -

это образ обывателя вредного и пошлого,

тормозящего развитие разумной жизни. "Пошлость

всегда находила в нем жестокого и строго

судью". (Горький о Чехове).

«Дьячковский сын» Дмитрий Ионыч Старцев . И вот в «губернский город С.» — в эту провинциальную тину — попадает молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, «дьячковский сын», он молод, полон сил, энергии, увлечен работой, даже в праздники не имеет свободного времени. Ему ничего не стоит пройти до города 9 верст (своих лошадей у него еще не было). В его душе звучит музыка (идя в город, он напевает романс «Когда еще я не пил слез из чаши бытия...»). Как и всякий молодой человек, он живет ожиданием любви и счастья.

Дмитрий Ионыч Старцев — обычный, средний человек. В начале рассказа — скорее, чеховский герой-интеллигент, образованный, исповедующий возвышенные идеалы, испытывающий раздражение среди обывателей, людей смертельно скучных и пустых. Он чувствует себя одиноко среди жителей города С., в беседах с дочерью Туркиных, Котиком, жалуется на пустоту окружающих его людей. Но далее (чисто чеховский сюжет) начинается испытание героя временем, бытом. Легко быть “рыцарем на час”, но труднее противостоять влиянию среды, пошлости жизни. Старцев же не был человеком сильных страстей, выдающейся личностью, он был взят Чеховым из самой гущи жизни. И противостояние Старцева миру обывателей было внешним, поверхностным, недолгим. Стремление к сытости, покою и накопительству оказалось сильнее. Куда-то выветрилось, испарилось все живое, что в недалекой молодости волновало его.

Повествуя о своем герое, Чехов не показывает «диалектики души», смены чувств, эмоций и настроений, крайне редко он использует внутренний монолог. Он часто заостряет внимание на одной детали, которая убедительно характеризует героя, его эволюцию: так передается в рассказе процесс превращения Старцева в Ионыча, процесс утраты героем своего собственного имени, человеческой личности. Подобной повторяющейся деталью, лейтмотивом является указание на способ передвижения доктора: «шел пешком не спеша (своих лошадей у него не было)» (глава 1); «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке» (глава 2). Кучер Пантелеймон здесь — «двойник» Старцева, он деградирует вместе со своим хозяином, и тягостное впечатление от эволюции Ионыча усиливается.

Прежде обыватели чувствовали в Старцеве что-то чужое и звали его за спиной «поляк надутый». Теперь же его по-родственному, по-свойски зовут "Ионыч". Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как и у других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. У него уже появилось имение, два дома в городе, и он присматривает третий.

Рассказ Чехова — о духовной деградации человека. Итог жизни его героя: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует: он равнодушен и к красоте природы, и к страданиям людей: покупая очередной дом, проходит без церемонии через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом». «Прошло несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый и красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным “Прррава держи!”, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог». Сюжет рассказа выстроен ретроспективно. Само по себе повествование в прошедшем времени отдаляет событие, делает его менее актуальным для читателя в эмоциональном отношении. Но это как раз картины, где описан молодой Дмитрий Ионыч Старцев, полный надежд и счастливых ожиданий. Итог же рассказа (Ионыч на тройке с Пантелеймоном) описан в настоящем времени, что максимально приближает изображаемое к читателю. Это настоящее как бы замирает, застывает навеки — дальнейшее движение жизни уже невозможно, в будущем это настоящее может только повторяться («мгновение» остановилось, и оно антиэстетично). На бесконечную повторяемость финала прямо указывают и слова — «картина бывает внушительная» (то есть регулярно бывает). Идеей многократной, безысходной повторяемости «внушительной картины» заканчивается сюжетная линия Ионыча. Далее мы увидим, что этой же мыслью завершается и сюжетная линия Туркиных.

«Ионыч». Доктор из губернского города С. заводит знакомство с семьей Туркиных и влюбляется в их дочь Екатерину. Однако роман не имеет развития, а персонажей со временем поглощает трясина провинциального бытия.

История создания

Чехов пишет рассказ «Ионыч» в 1898 году, и тогда же текст впервые публикуется в номере девятом литературного приложения к популярному журналу «Нива». За рассказ Чехов принялся после возвращения из Франции весной 1898 года. Сохранились записные книжки писателя, где тот обрисовывает сюжет. Изначально в центре внимания автора была семья Туркиных, которые в первой редакции носили другую фамилию.

Глава семьи должен был быть остряком-чиновником, который играет на сцене и поет, супруга героя должна была писать повести либерального толка и шутки ради заигрывать с окружающими при муже. Чехов собирался сконцентрировать внимание на этом семействе, чтобы развенчать их и изобразить в итоге пустыми людьми, но в окончательном варианте «под ударом» оказывается и доктор Старцев.


В 1966 году на киностудии «Ленфильм» вышел черно-белый фильм «В городе С.» - экранизация рассказа «Ионыч», снятая режиссером Иосифом Хейфицем. В роли Дмитрия Старцева снялся актер . Режиссер изображает печальный жизненный путь доктора Старцева, заканчивающийся полной деградацией личности, а образ губернского города С. наполнен кладбищенской символикой.

«Ионыч»

Молодой доктор Старцев приезжает в село Дялиж под губернским городом С. и знакомится с известной в городе семьей Туркиных. Глава семьи ставит любительские спектакли, супруга пишет повести и романы, которые зачитывает друзьям, а дочь Екатерина играет на рояле. Старцев по приглашению приходит в гости и проводит в компании Туркиных вечер. Герои душевно проводят время - пьют чай, хозяйка Вера читает вслух свой роман, а Екатерина музицирует. Старцеву Туркины нравятся, и герой уходит от них в хорошем настроении.


Через несколько месяцев молодой доктор снова оказывается в доме Туркиных, куда его пригласили к хозяйке дома, страдающей мигренями. Герой увлекается Екатериной Туркиной и начинает часто наведываться в гости, чтобы провести с девушкой время и побеседовать. Скоро доктору становится трудно обойтись без общества Екатерины и неделю.

Однажды девушка решила пошутить, назначив Старцеву свидание ночью на кладбище. Доктор понимает, что это не более чем шутка, и все-таки приезжает на кладбище в полночь, где долго слоняется меж могил в одиночестве. На следующий день доктор делает Екатерине Туркиной предложение, но девушка не желает идти замуж. Героиня собирается уехать из скучного провинциального города С. и стать артисткой. Через несколько дней Екатерина в самом деле уезжает поступать в московскую консерваторию, и доктор прекращает переживать о ней.


Доктор Старцев и Туркина

Время идет, Старцев богатеет и расширяет практику. И через несколько лет снова попадает в дом Туркиных, где встречает Екатерину. Та не смогла стать знаменитой пианисткой, как собиралась, и вернулась в родительский дом, где дела обстоят по-прежнему. Все так же пьют чай, мать пишет романы. После этого визита Старцев с Туркиными больше не общается. Герой утопает в скуке, алчности и недовольстве жизнью и постепенно деградирует. В доме Туркиных тоже все остается по-прежнему, герои только стареют и совершенно не развиваются.

Доктор Дмитрий Ионович Старцев начал карьеру как земский врач в селе Дялиж в окрестностях губернского города С. Герой вырос среди простых и необеспеченных людей, в семье дьячка - мелкого служителя церкви. По характеру Дмитрий Ионович человек добрый и неглупый, Екатерина Туркина называет героя «лучшим из людей». В глазах общественности Дмитрий Ионович предстает интеллигентным человеком, на работе много трудится. Герой так занят в больнице, что не может найти свободного времени на личные дела.

Поначалу у Дмитрия Старцева нет денег, и живет герой довольно бедно. Девять верст, которые отделяют село Дялиж от города С., герою приходится преодолевать пешком, потому что денег на лошадей у Дмитрия Ионовича нет. Молодой доктор интересуется не только одной медициной, но и литературой и искусством. Он часами может беседовать об этих предметах. Старцев любит также рассказывать о работе в больнице, увлеченный тем, что делает.


По молодости лет доктор Старцев «пламенно» влюбляется в Екатерину Туркину, которая отказывается становиться женой героя, несмотря на общность интересов и нежность, которую Старцев проявляет к ней. Карьера доктора тем временем потихоньку идет вверх, и уже через год Старцев может позволить себе обзавестись парой лошадей и нанять кучера.

Через четыре года после того, как герой разорвал отношения с Екатериной, читатель видит уже иную картину. Старцев растолстел и заработал одышку, разлюбил ходить пешком и разъезжает по городу на тройке лошадей. Время героя занято большей частью работой. У Старцева обширная практика. Утром герой торопливо принимает пациентов в селе, затем берет тройку и едет в город, где его тоже ждут пациенты. Домой герой возвращается поздно ночью.


Иллюстрация к произведению Чехова "Ионыч"

Друзей у Старцева нет. Герою приходится по долгу службы видеть много людей и бывать в разных домах, но пациенты и прочие обыватели вызывают у Старцева одно глухое раздражение. Их взгляды на жизнь, внешний вид и разговоры неприятны герою, поэтому Старцев близко ни с кем не сходится. Жизнь героя тускла и однообразна, Старцеву не хватает впечатлений. По собственному ощущению, герой только «старится» и «опускается». Работа превращается для Старцева в средство наживы, и ничего хорошего в такой жизни он не видит.

Через четыре года, когда Старцев снова встречается с Екатериной, у него не остается к женщине никаких нежных чувств, и доктор только радуется, что не женился прежде. Сама Екатерина жалеет, что отказала тогда Старцеву, и хочет снова сблизиться, но герой никаких близких отношений уже не желает. Екатерина кажется Старцеву слишком бледной, выражение лица героини, улыбка, голос и даже платье и кресло теперь вызывают у Старцева отторжение. В итоге доктор вовсе перестает навещать Туркиных.


Проходит еще несколько лет, и доктор Старцев превращается в неприятного типа, которого окружающие зовут исключительно «Ионычем». Доктор разжирел еще больше, стал нездорово красен лицом, начал тяжело дышать и ходить теперь может, лишь откинув назад голову. Герой разбогател настолько, что прикупил себе имение и два дома в городе, и собирается еще приобрести третий. Работы стало еще больше, и Старцеву «некогда вздохнуть».

У героя появляется своеобразное «развлечение» - по вечерам вытаскивать из всех карманов деньги, полученные от пациентов за день, и любовно те пересчитывать. Когда набирается достаточно крупная сумма, герой кладет деньги на счет в Обществе взаимного кредита.

Характер у Старцева портится окончательно, а жизнь полностью лишена смысла и однообразна. Доктор легко раздражается на пациентов, сердится и повышает на больных голос, с нетерпением стучит об пол палкой. Герой живет один, никаких интересов у него не осталось. Жить Старцеву скучно. Вечерами герой ходит в клуб, где играет в винт, а затем ужинает в одиночестве за большим столом. Юношеская любовь к Екатерине Туркиной оказывается единственным светлым эпизодом в жизни героя.

Дальнейшая биография героя неизвестна.

Цитаты

«Пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».
«Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрывать этого».
«Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город».

Опишите 4 этапа деградации доктора Старцева! и получил лучший ответ

Ответ от МэЙ[гуру]
ассмотрим эволюцию характера главного героя рассказа "Ионыч", Дмитрия Ионыча Старцева. Можно выделить четыре этапа жизненного пути доктора Старцева, в раскрытии содержания которых Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции.
На первом этапе Дмитрий Старцев -- молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он полон сил, энергии ("... Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости"), увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Его интересуют литература, искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей. Доктор Старцев знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Уклад их дома наталкивает на мысль о том, что даже жизнь семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия) , заурядна, типична.
И это -- лучшая семья в городе. А если лучшие люди таковы, то каковы же остальные? Здесь Чехов точно подмечает явление обывательщины на примере одной семьи. Вот в эту жизнь окунается молодой врач Старцев. Он пытается бороться с ней, влюблен в Котика, полон надежд и т. п.
Но на втором этапе Дмитрий Ионыч, сделав неудачное предложение Котику и получив отказ, уже не пытается сопротивляться обстоятельствам, он понимает, в какую трясину погружается, но не пытается ничего предпринять; тем самым Старцев прячется в "футляр", отгораживается от всего мира.
Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Ездит на паре лошадей. У него нет пока близких друзей, обыватели раздражают его своими взглядами на жизнь все меньше и меньше. Главным развлечением доктора, в которое "он втянулся незаметно, мало-помалу", было по вечерам вынимать из карманов добытые практикой белые и зеленые бумажки.
Уже на третьем этапе Старцев отходит от земской больницы, его внимание поглощает большая частная практика. Теперь он еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой: "Выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами".
Наконец, на четвертом этапе жизнь Дмитрия Старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. Старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. И мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Постепенно доктор Старцев превратился в Ионыча. Жизненный путь на этом завершен.. .
Можно сделать вывод, что Старцев, все прекрасно понимая, ничего не попытался изменить. В этом его винит и сам Чехов.
Показывая эволюцию Старцева от молодого врача, живого и эмоционального человека, до ожиревшего пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенцами кажется не человеком, а "языческим богом", А. П. Чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на главного героя рассказа тлетворное воздействие, и его самого.
На примере доктора Старцева в рассказе показаны взаимодействие слабого и пассивного характера с духовно обнищавшим обществом и влияние этого общества на человека, не способного к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал.
Умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом -- главные приемы, посредством которых в рассказах Чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей.. .
В своих произведениях Антон Павлович Чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.