Граф цепеш дракула биография. История: История. Дракула реальный и вымышленный. Господарь, много сделавший для объединения страны


«Жил да был на свете кровожадный князь Дракула. Он сажал людей на кол, поджаривал на угольях, варил головы в котле, заживо сдирал кожу, разрубал на куски и пил из них кровь…» - рассказывал Авраам Ван Хельсинг, перелистывая книгу о прижизненных преступлениях грозного вампира. Многие помнят этот эпизод из фильма Ф. Копполы, снятого по роману Брэма Стокера «Дракула», и, возможно, именно из этой киноленты узнали, что Дракула не был вымышленным персонажем. У знаменитого вампира есть прототип - князь Валахии Влад Дракула (Цепеш), правивший этим румынским княжеством в середине XV века. И действительно, этого человека по сей день называют «великим извергом», затмившим своими злодеяниями Ирода и Нерона.
Влад Дракула. Единственный прижизненный портрет князя, написанный с него неизвестным художником во время заключения в венгерской тюрьме.


Оставим на совести Стокера то, что он «превратил» реальную историческую личность в мифического монстра, и попробуем разобраться, насколько обоснованы обвинения в жестокости и совершал ли Дракула все те зверства, по сравнению с которыми вампирское пристрастие к крови молоденьких девушек кажется невинной забавой.
Деяния князя, широко растиражированные литературными произведениями XV столетия, и в самом деле леденят кровь. Страшное впечатление производят рассказы о том, как Дракула любил пировать, наблюдая за муками посаженных на кол жертв, как он сжег бродяг, которых сам же пригласил на пир, как приказал забить гвозди в головы не снявшим шапки иностранным послам, и прочее, прочее… В воображении читателя, впервые узнавшего о злодеяниях этого средневекового правителя, возникает образ свирепого безжалостного человека с колким взглядом недобрых глаз, отражавших черную сущность злодея. Такой образ вполне соответствует немецким книжным гравюрам, запечатлевшим черты тирана, однако гравюры появились уже после гибели Влада.
А вот тех, кому доведется увидеть прижизненный, практически неизвестный в России портрет Дракулы, ждет разочарование - изображенный на холсте человек явно «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. Маленький эксперимент показал: люди, не знавшие, кто именно изображен на холсте, нередко называли «неизвестного» красивым, несчастным… Попробуем и мы на минуту забыть о репутации «великого изверга», непредвзято посмотреть на портрет Дракулы. Прежде всего, привлекают внимание большие, страдальческие, красивые глаза Влада. В них можно заметить растерянность, испуг, но нет даже тени жестокости и злобы. А еще поражает неестественная худоба его изможденного желтоватого лица. Рассматривая портрет, можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения, что он скорее мученик, нежели изверг, жертва, а не палач…


Что же это: намеренный обман художника или столь разительное несоответствие между истинным портретом Дракулы и данной ему характеристикой имеет иное объяснение? Проведем небольшое расследование, обратившись к «уликам» - письменным документам XV века. Все ли они, как кажется на первый взгляд, свидетельствуют против Дракулы или это только вершина айсберга, наиболее эффектные запоминающиеся произведения, оттеснившие на второй план сухие, могущие показаться скучными документы? Действительно, мы судим о поступках Влада по художественным, большей частью немецким повестям того периода, оставляя в стороне сохранившиеся по сей день в архивах письма самого князя и другие официальные документы, относящиеся ко времени его правления. Каким же предстает Влад Дракула в свете объективного исторического анализа?
Дом в трансильванском городе Сигишоара, где в 1431 году родился и провел первые годы жизни Дракула. На фасаде здания есть табличка, сообщающая о том, что здесь жил отец Влада - Влад Дракул, а в одной из комнат, в которой якобы и появился на свет маленький Влад, во время реставрации были обнаружены фрагменты настенной росписи. В наши дни в доме размещается не музей, а ресторан «Дракула».


Влад возглавил Валахию в возрасте двадцати пяти лет, в 1456 году, в очень тяжелые для княжества времена, когда Османская империя расширяла свои владения на Балканах, захватывая одну страну за другой. Уже попали под турецкий гнет Сербия и Болгария, пал Константинополь, прямая угроза нависла над румынскими княжествами. Князь маленькой Валахии успешно противостоял агрессору и даже сам атаковал турок, совершив в 1458 году поход на территорию оккупированной Болгарии. Одна из целей похода - освободить и расселить на землях Валахии исповедовавших православие болгарских крестьян. Европа восторженно приветствовала победу Дракулы, а импульсивные итальянцы даже стали называть жителей Валахии «raguli», в честь их бесстрашного князя. Тем не менее большая война с Турцией была неизбежна. Валахия препятствовала расширению Османской империи, и султан Мехмед II принял решение военным путем свергнуть неугодного князя. На трон Валахии претендовал младший брат Дракулы Раду Красивый, принявший ислам и ставший фаворитом султана. Понимая, что не сможет в одиночку противостоять самой большой со времени покорения Константинополя турецкой армии, Дракула обратился за помощью к союзникам. Среди них были и римский папа Пий II, обещавший дать деньги на крестовый поход, и молодой венгерский король Матьяш Корвин, называвший Влада «любимым и верным другом», и лидеры других христианских стран. Все они на словах поддержали валашского князя, однако, когда летом 1462 года грянула беда, Дракула остался один на один с грозным врагом.
Положение было отчаянным, и Влад сделал все возможное, чтобы выстоять в этой неравной схватке. Он призвал в армию все мужское население княжества начиная с двенадцатилетнего возраста, применял тактику выжженной земли, оставляя врагу сожженные деревни, где невозможно было пополнить запасы продовольствия, вел партизанскую войну. Еще одним оружием князя стал панический ужас, который он внушал захватчикам. Защищая свою землю, Дракула безжалостно истреблял врагов, в частности, сажал пленных на кол, используя против турок очень «популярную» в самой Османской империи казнь.
Печать Дракулы. Надпись на старославянском гласит: «Влад Воевода милостью Божьей господин земли Унгровлахии».



Турецко-валашская война лета 1462 года вошла в историю знаменитой ночной атакой, во время которой удалось уничтожить до пятнадцати тысяч османов. Султан уже стоял у столицы княжества Тырговиште, когда Дракула вместе с семью тысячами своих воинов проник во вражеский лагерь, намереваясь убить турецкого вождя и тем самым остановить агрессию. Владу не удалось до конца осуществить свой дерзкий план, но неожиданная ночная атака вызвала панику во вражеском лагере и как следствие - очень большие потери. После кровавой ночи Мехмед II покинул Валахию, оставив часть войск Раду Красивому, которому предстояло самому вырвать власть из рук старшего брата.
Блестящая победа Дракулы над войсками султана оказалась бесполезной: Влад победил врага, но не смог противостоять «друзьям». Предательство молдавского князя Штефана, двоюродного брата и друга Дракулы, неожиданно перешедшего на сторону Раду, оказалось переломным моментом в войне. Дракула не мог сражаться на два фронта и отступил в Трансильванию, где его ждали пришедшие на помощь войска еще одного «друга» - венгерского короля Матьяша Корвина.
На фотографии - то, что осталось от Куртя Веке - дворца в Бухаресте, построенного Дракулой, с XVI века - официальная резиденция валашских князей. Несколько лет назад перед развалинами дворца был установлен бюст основателя столицы. Дракула начал строительство Бухареста около 1459 года, намереваясь возвести мощную крепость, преграждавшую путь турецким захватчикам.
А дальше случилось нечто странное. В разгар переговоров Корвин приказал арестовать своего «верного и любимого друга», обвинив в тайной переписке с Турцией. В письмах, якобы перехваченных венграми, Дракула молил Мехмеда II о прощении, предлагал свою помощь в захвате Венгрии и самого венгерского короля. Большинство современных историков считают письма грубо сфабрикованной подделкой: они написаны в несвойственной Дракуле манере, выдвинутые в них предложения абсурдны, но самое главное - подлинники писем, эти важнейшие улики, решившие судьбу князя, были «утеряны», и сохранились только их копии на латинском языке, приведенные в «Записках» Пия II. Подписи Дракулы на них, естественно, не стояло. Тем не менее Влада арестовали в конце ноября 1462 года, заковали в цепи и отправили в венгерскую столицу Буду, где он без суда и следствия находился в тюрьме около двенадцати лет.



Что же заставило Матьяша согласиться с вздорными обвинениями и жестоко расправиться со своим союзником, в свое время помогшим ему взойти на венгерский престол? Причина оказалась банальной. По свидетельству автора «Венгерской хроники» Антонио Бонфини, Матьяш Корвин получил от папы Пия II сорок тысяч гульденов на проведение крестового похода, но не использовал эти деньги по назначению. Иными словами, постоянно нуждавшийся в деньгах король просто прикарманил значительную сумму и переложил вину за сорванный поход на своего вассала, который будто бы вел двойную игру и интриговал с турками. Однако обвинения в государственной измене человека, известного в Европе непримиримой борьбой с Османской империей, того, кто едва не убил и фактически обратил в бегство покорителя Константинополя Мехмеда II, звучали достаточно абсурдно. Желая понять, что же случилось на самом деле, Пий II поручил своему посланнику в Буде Николасу Модруссе на месте разобраться в происходящем. Вот как Модрусса описывал внешность находившегося в венгерских застенках узника:
Король Венгрии Матьяш Корвин. Младший сын Яноша Хуняди любил, чтобы его изображали на манер римского императора, с лавровым венком на голове. Он считался покровителем науки и искусства. В годы правления Матьяша резко возросли расходы его двора, и король изыскивал способы пополнения казны - от увеличения налогов до использова ния денег, переданных Ватиканом на крестовые походы.


«Он был не очень высоким, но очень коренастым и сильным, с холодным и ужасным видом, сильным орлиным носом, вздутыми ноздрями и тонким красноватым лицом, на котором очень длинные ресницы обрамляли большие, широко открытые зеленые глаза; густые черные брови делали его вид угрожающим. Его лицо и подбородок были выбриты, но имелись усы, вздутые виски увеличивали объем его головы, бычья шея связывала его голову с туловищем, волнистые черные локоны свисали на его широкие плечи».
Модрусса не оставил свидетельств того, что говорил в свою защиту пленник короля Матьяша, но описание его внешности оказалось красноречивее любых слов. Вид Дракулы на самом деле был ужасен: распухшая, заметно увеличившаяся в объеме голова и налитое кровью лицо указывали на то, что князя пытали, принуждая признать ложные обвинения, например подписать сфабрикованные письма и тем самым узаконить действия Корвина. Но Влад, переживший в юности, еще до прихода к власти, ужасы турецкого плена, мужественно встретил новые испытания. Он не оговорил себя, не поставил свою подпись на фальсифицированных документах, и королю пришлось придумывать другие обвинения, не требовавшие письменного признания пленника.
Князя обвинили в жестокости, которую он якобы проявлял по отношению к саксонскому населению входившей в состав Венгерского королевства Трансильвании. По свидетельству Модруссы, Матьяш Корвин лично рассказывал о злодеяниях своего вассала, а затем предъявил некий анонимный документ, в котором обстоятельно, с немецкой пунктуальностью сообщалось о кровавых похождениях «великого изверга». В доносе говорилось о десятках тысяч замученных мирных жителях и впервые упоминались анекдоты о заживо сожженных нищих, о посаженных на кол монахах, о том, как Дракула приказал прибить гвоздями шапки к головам иностранных послов, и прочие подобные истории. Неизвестный автор сравнивал валашского князя с тиранами древности, утверждая, что во времена его правления Валахия напоминала «лес из посаженных на кол», обвинял Влада в невиданной жестокости, но при этом совершенно не заботился о правдоподобии своего рассказа. В тексте доноса встречается очень много противоречий, например, приведенные в документе названия населенных пунктов, где будто бы было уничтожено по 20-30 тысяч (!) человек, до сих пор не могут быть идентифицированы историками.


Замок Корвинешть в Трансильвании - родовое гнездо венгерского короля Матьяша Корвина. Маленькая крепость превратилась в роскошный замок при отце Матьяша Яноше Хуняди (Корвине). Судьба самого Хуняди достаточно интересна. Мелкий валашский дворянин сделал карьеру, участвуя в гуситских войнах и крестовых походах, в которых он не брезговал грабежом своих союзников. Со временем Хуняди стал обладателем самого большого состояния и высоких должностей в государстве, был избран правителем Венгерского королевства.
Что же послужило документальной основой для этого доноса? Мы знаем, что Дракула действительно совершил несколько рейдов в Трансильванию, уничтожая скрывавшихся там заговорщиков, среди которых находились претенденты на валашский престол. Но, несмотря на эти локальные военные операции, князь не прерывал коммерческих отношений с трансильванскими саксонскими городами Сибиу и Брашов, что подтверждает деловая переписка Дракулы того периода. Очень важно отметить, что, помимо появившегося в 1462 году доноса, нет ни одного более раннего свидетельства о массовых убийствах мирного населения на территории Трансильвании в 50-е годы XV века.
Невозможно представить, как уничтожение десятков тысяч человек, регулярно происходившее на протяжении нескольких лет, могло бы остаться незамеченным в Европе и не нашло бы отражения в хрониках и дипломатической переписке тех лет. Следовательно, рейды Дракулы в принадлежавшие Валахии, но расположенные на территории Трансильвании анклавы в момент их проведения рассматривались в европейских странах как внутреннее дело Валахии и не вызывали никакого общественного резонанса. На основании этих фактов можно утверждать, что анонимный документ, впервые сообщивший о злодеяниях «великого изверга», не соответствовал действительности и оказался очередной фальшивкой, сфабрикованной по приказу короля Матьяша вслед за «письмом к султану» для того, чтобы оправдать незаконный арест Влада Дракулы.
Для папы Пия II - а он был близким другом германского императора Фридриха III и в силу этого сочувствовал саксонскому населению Трансильвании - таких объяснений оказалось достаточно. Он не стал вмешиваться в судьбу высокопоставленного пленника, оставив в силе решение венгерского короля. А вот сам Матьяш Корвин, чувствуя шаткость выдвинутых им обвинений, продолжал дискредитировать томившегося в темнице Дракулу, прибегнув, говоря современным языком, к услугам «средств массовой информации». Поэма Михаэля Бехайма, созданная на основе доноса, гравюры, изображавшие жестокого тирана, «разосланные по всему миру для всеобщего обозрения», и, наконец, множество тиражей первопечатных брошюр (из которых до нас дошли тринадцать) под общим названием «Об одном великом изверге» - все это должно было сформировать негативное отношение к Дракуле, превратив его из героя в злодея.
Иллюстрация к первопечатным брошюрам «Об одном великом изверге, именуемом Дракула Вайда» (Любек, 1488; Бамберг, 1491). Известно, что немецкие книжные гравюры XV века были условны и не имели портретного сходства с реальными людьми, изображенными на них. Однако именно эти гравюры, появившиеся после гибели князя, и по сей день воспринимаются как «портреты» Дракулы.
Портрет Влада, о котором уже говорилось, также был написан во время его тюремного заключения. Возможно, Матьяш хотел заполучить изображение «чудовища», но просчитался - кисть художника запечатлела на холсте благородный, полный достоинства облик валашского князя. А богатая одежда только подчеркивала желтый, болезненный цвет лица и крайнюю степень истощения узника, указывавшую на то, в каких ужасных условиях он содержался на самом деле.



Судя по всему, Матьяш Корвин не собирался освобождать своего пленника, обрекая его на медленное умирание в темнице. Но судьба подарила Дракуле возможность пережить еще один взлет. Во время правления Раду Красивого Валахия полностью подчинилась Турции, что не могло не тревожить нового римского папу Сикста IV. Вероятно, именно вмешательство понтифика изменило судьбу Дракулы. Князь Валахии на деле показал, что может противостоять турецкой угрозе, а потому именно Владу предстояло вести в бой христианскую армию в новом крестовом походе. Условиями освобождения князя из тюрьмы стали его переход из православной веры в католическую и женитьба на двоюродной сестре Матьяша Корвина. Парадоксально, но «великий изверг» мог получить свободу, лишь породнившись с венгерским королем, который еще недавно представлял Дракулу кровожадным монстром…
Спустя два года после освобождения, летом 1476 года, Влад в качестве одного из командующих венгерской армией выступил в поход; его цель состояла в освобождении оккупированной турками Валахии. Войска проходили по территории Трансильвании, и сохранились документы, сообщающие, что горожане саксонского Брашова радостно приветствовали возвращение «великого изверга», который, если верить доносу, еще несколько лет назад творил здесь неслыханные злодеяния.
Вступив с боями в Валахию, Дракула вытеснил турецкие войска и 26 ноября 1476 года вновь взошел на престол княжества. Его правление оказалось очень коротким - князя окружали явные и скрытые враги, а потому роковая развязка была неизбежна. Гибель Влада в конце декабря того же года окутана тайной. Есть несколько версий случившегося, но все они сводятся к тому, что князь пал жертвой измены, доверившись находившимся в его окружении предателям. Известно, что голову Дракулы передали в дар турецкому султану, и тот приказал выставить ее на одной из площадей Константинополя. А румынские фольклорные источники сообщают, что обезглавленное тело князя нашли монахи расположенного неподалеку от Бухареста монастыря Снагов и похоронили в построенной самим Дракулой часовне возле алтаря.
Так оборвалась короткая, но яркая жизнь Влада Дракулы. Почему же, вопреки фактам, свидетельствующим о том, что валашского князя «подставили» и оклеветали, молва продолжает приписывать ему злодеяния, которые он никогда не совершал? Противники Дракулы утверждают: во-первых, многочисленные произведения разных авторов сообщают о жестокости Влада, и, следовательно, такая точка зрения не может не быть объективной, а во-вторых, нет хроник, в которых он предстает в качестве творящего благочестивые дела правителя. Опровергнуть такие аргументы несложно. Анализ произведений, в которых говорится о злодеяниях Дракулы, доказывает, что все они либо восходят к рукописному доносу 1462 года, «оправдывающему» арест валашского князя, либо написаны людьми, находившимися при венгерском дворе во времена правления Матьяша Корвина. Отсюда же черпал сведения для своей повести о Дракуле, написанной около 1484 года, и русский посол в Венгрии дьяк Федор Курицын.


Проникнув в Валахию, широко растиражированные истории о деяниях «великого изверга» трансформировались в псевдофольклорные повествования, которые на самом деле не имеют ничего общего с народными преданиями, записанными фольклористами в районах Румынии, непосредственно связанных с жизнью Дракулы. Что же касается турецких хроник, то оригиналь ные эпизоды, не совпадающие с немецкими произведениями, заслуживают более пристального внимания. В них турецкие хроникеры, не жалея красок, описывают жестокость и храбрость наводившего ужас на врагов «Казыклы» (что означает - Сажатель на кол) и даже частично признают тот факт, что он обратил в бегство самого султана. Мы прекрасно понимаем, что описания хода военных действий противоборствующими сторонами не могут быть беспристрастными, однако не оспариваем и того, что Влад Дракула действительно очень жестоко расправлялся с пришедшими на его землю захватчиками. Проанализировав источники XV столетия, можно уверенно утверждать, что Дракула не совершал приписываемых ему чудовищных преступлений. Он действовал в соответствии с жестокими законами войны, но уничтожение агрессора на поле боя ни при каких обстоятельствах нельзя приравнивать к геноциду мирного населения, в коем Дракулу обвинял заказчик анонимного доноса. Рассказы о зверствах в Трансильвании, за которые Дракула и получил репутацию «великого изверга», оказались клеветой, преследовавшей конкретные корыстные цели. История сложилась так, что потомки судят о Дракуле по тому, как описывали поступки Влада его враги, стремившиеся опорочить князя, - где уж в такой ситуации говорить об объективности?!
Что же касается отсутствия хроник, восхваляющих Дракулу, это объясняется слишком коротким сроком его правления. Он просто не успел, а возможно, и не посчитал необходимым обзавестись придворными летописцами, в обязанности которых входило восхваление правителя. Иное дело прославившийся своей просвещенностью и гуманизмом король Матьяш, «со смертью которого умерла и справедливость», или правивший без малого полвека молдавский князь Штефан, предавший Дракулу и посадивший на кол две тысячи румын, но при этом прозванный Великим и Святым…



В мутном потоке лжи трудно различить правду, но, к счастью, до нас дошли документальные свидетельства того, как правил страной Влад Дракула. Сохранились подписанные им грамоты, в которых он дарил крестьянам земли, жаловал привилегии монастырям, договор с Турцией, скрупулезно и последовательно отстаивавший права граждан Валахии. Мы знаем, что Дракула настаивал на соблюдении церковных обрядов погребения для казненных преступников, и этот очень важный факт полностью опровергает утверждение о том, будто он сажал на кол исповедовавших христианство жителей румынских княжеств. Известно, что он строил церкви и монастыри, основал Бухарест, с отчаянной храбростью сражался с турецкими захватчиками, защищая свой народ и свою землю. А еще есть легенда о том, как Дракула встречался с Богом, пытаясь узнать, где находится могила его отца, чтобы на этом месте воздвигнуть храм…
Есть два образа Дракулы. Мы знаем Дракулу - национального героя Румынии, мудрого и храброго правителя, мученика, преданного друзьями и около трети жизни проведшего в тюрьмах, оболганного, оклеветанного, но не сломленного. Однако нам известен и другой Дракула - герой анекдотических повестей XV века, маньяк, «великий изверг», а позже и вовсе проклятый Богом вампир. Кстати, о вампиризме: в каких бы зверствах ни обвиняли князя его современники, нет ни одного письменного источника, в котором бы говорилось, что он пил кровь своих жертв. Идея «превратить» Дракулу в вампира возникла только в XIX веке. Состоявший в оккультном ордене «Золотая Заря» (он практиковал черную магию), Брэм Стокер заинтересовался этой исторической личностью с подачи профессора Арминиуса Вамбери, который был известен не только как ученый, но и как венгерский националист. Так и появился граф Дракула - литературный персонаж, постепенно превратившийся в массовом сознании в главного вампира всех времен и народов.
У двух диаметрально противоположных образов валашского князя нет ничего общего, но, чтобы ответить на вопрос, каким человеком был Влад Дракула на самом деле, достаточно увидеть его портрет, посмотреть в эти мудрые и печальные глаза.
___________________
Из инета

Его жизнь была полна борьбы за власть с жестокими противниками. И сам он совершил немало злодеяний, породивших в народе ужасающие мифы о вампирах. Влад III Басараб (около 1431 г.-1476 г.) – правитель небольшого княжества Валахия, расположенного на юге современной Румынии, получил сразу два прозвища: Цепеш и Дракула.

Дьявол или дракон?

Известно, что прототип многих современных историй о вампирах и его отец состояли в рыцарском ордене Дракона, который в 1408 году основал король Венгрии Сигизмунд I Люксембург. По некоторым сведениям, это было тайное оккультное общество, занимавшееся поисками источника вечной жизни. Не исключено, что эликсиром от всех болезней они считали человеческую кровь.

Слово Dracul можно перевести как «дракон», но по-румынски оно еще и означает: «черт, дьявол». Так называл себя Влад II Басараб, и его сын унаследовал данное прозвище, правда, в его случае оно преобразовалось в «Дракула». Тот факт, что правители православного княжества, позволяли себе именоваться столь неоднозначно, может свидетельствовать об их приверженности сатанизму.

Колосажатель

Прозвище «Цепеш» еще более мрачное. Оно произошло от румынского слова țeapă, которое переводится как «кол». Влада III прозвали колосажателем, поскольку он часто устраивал массовые казни ни в чем не повинных людей именно таким жестоким способом. Правитель Валахии, по некоторым данным, любил трапезничать среди несчастных, медленно умирающих подданных. Он наслаждался их предсмертной агонией и муками.

Поскольку трупы покойных были полностью обескровлены, в народе стали поговаривать, что Дракула не просто ест, глядя на них, но еще и пьет кровь своих жертв. Возможно, люди пытались как-то объяснить себе его зверства.

Пытки в турецком плену

Жестокость правителя Валахии многие исследователи пытаются объяснить страданиями, которые он перенес, находясь в турецком плену. Дело в том, что летом 1444 года Влада, который был подростком, и его младшего брата Раду их собственный отец передал султану Османской империи Мураду II (1404-1451 гг.) в качестве заложников. Если бы валахи отказались платить дань туркам и попытались бороться за национальный суверенитет, то мальчиков ожидала казнь.

Некоторые источники утверждают, что Влада жестоко пытали в плену, вынуждая принять ислам. Он видел, как расправились с другими заложниками, чьи родственники не угодили правителям Османской империи. И это, дескать, повлияло на характер молодого человека.

Брат, совращенный султаном

На психике валашского принца могли негативно сказаться и сексуальные домогательства, которым подвергся его брат Раду со стороны Мехмеда II Завоевателя (1432-1481 гг.) – сына турецкого султана.

По крайней мере, греческий историк Лаоник Халкокондил написал, что Раду Басараб и Мехмед II состояли в интимных отношениях. Это позволило некоторым исследователям предположить, что Влад стал свидетелем изнасилования своего младшего брата будущим правителем Османской империи.

Кровавая Пасха

Дракула стремился утвердить свою власть в Валахии, жестоко расправляясь с неугодными ему боярами, которые тайно поддерживали политических противников своего сюзерена. Однажды он пригласил представителей родовитой знати на пир по случаю православной Пасхи и казнил всех своих гостей.

Историки признают правдивость этой истории, они спорят лишь о дате события. Вероятнее всего, такой кровавой оказалась Пасха 1459 года, хотя некоторые исследователи указывают на 1457 год. Говорят, тогда было убито от 50 до 500 валашских дворян, и это могло быть своеобразным жертвоприношением Дьяволу.

Поддержка православной церкви

В свете всего сказанного по-настоящему шокирует не жестокость Влада III, а его набожность. Дракула щедро жертвовал деньги и земли православным монастырям и приходам, расположенным не только в Валахии, но и в Греции. В 1460 году недалеко от местечка Джурджу он основал монастырь Комана, а годом позже на средства правителя была построена церковь в городе Тыргшор.

Многие историки считают, что причиной такой щедрости Дракулы были его попытки заглушить бытующие в народе слухи о его преданности Сатане.

Католицизм как причина вампиризма

Впрочем, Владу III не удалось обелить свое имя пожертвованиями. Являясь православным княжеством, Валахия сталкивалась с постоянным давлением католической Венгрии и исламской Османской империи. Жители небольшой страны считали своим спасением преданность вере предков. А жестокость правителя-кровопийцы они объясняли его тайным переходом в католицизм.

Поскольку последователи западной ветви христианства, в отличие от православных, во время празднования Пасхи не причащаются кровью Христовой (которую традиционно заменяет красное вино), валахи подозревали, что вероотступник пытается компенсировать этот недостаток, выпивая человеческую кровь. То есть, переход в католицизм – это причина вампиризма. Румыны до сих пор верят, что отказ от религии предков толкает человека в лапы к Дьяволу.

Преступления явные и вымышленные

Стоит признать, несмотря на безусловную жестокость Влада III, многие рассказы о его злодеяниях были преувеличены в народном сознании, превратившись в легенды-страшилки. Например, история о 20 тысячах (в некоторых источниках – 30 тысячах) человек, посаженных на колья, чей вид испугал грозных воинов Османской империи, была сфабрикована политическими противниками и многочисленными врагами Дракулы уже после его смерти.

Кроме того, про правителя Валахии говорят:

Он приказал прибить гвоздями шапочки или тюрбаны к головам не то турецких, не то итальянских послов, которые отказались их снять в присутствии Влада III.

Вспорол ножом живот своей любовницы, пытавшейся убедить его в своей беременности.

Посадил женщину на кол за то, что у ее мужа была короткая рубашка.

Казнил боярина, которому не понравился вид и запах многочисленных трупов.

Собрал множество нищих, пообещав им роскошный обед, и сжег их вместе со зданием.

И это лишь малая часть страшных историй, рассказываемых о Дракуле.

Воткнули кол в сердце и отрубили голову

На то, что правителя Валахии в народе считали вампиром, косвенно указывает и способ, которым его убили в 1476 году. Кто совершил акт возмездия за многочисленные зверства, осталось неизвестным. Одни историки полагают, что это были турки, другие исследователи возлагают ответственность на венгров или возмущенных валахов, чьи родственники пали жертвами Дракулы.

Ему проткнули сердце деревянным колом и отрубили голову, которую отправили султану Мехмеду II, чтобы в гибели Влада III ни у кого не было сомнений.

Могила оказалась пустой

Причиной зловещих слухов о вампиризме правителя Валахии стал и тот факт, что его гробница оказалась пустой. Обезглавленный труп Дракулы, как известно, был похоронен в православном монастыре, расположенном в городе Снагове. Но когда исследователи вскрыли усыпальницу легендарного вампира, спустя многие века, то не обнаружили там ничьих останков.

Прототип книжного Дракулы не был англофилом и не спал в гробу, но жил в трансильванском замке, вызывал страх среди подданных и, с уверенностью можно сказать, «глотнул» человеческой крови. Он проливал ее литрами, сажая на кол тысячи несчастных. Он не был вампиром, он был кем-то гораздо страшнее. Как вы уже поняли из названия, это 3-ий.

Ирландский писатель Брэм Стокер до написания, опубликованного в 1897 году, романа «Дракула» искал вдохновения, находясь в английском городе Уитби. Он использовал для этой цели коллекцию местной муниципальной библиотеки, где, вероятно, и наткнулся на историческое упоминание о деяниях абсолютного хозяина Валахии Влада Цепеша, известного как Дракула. Так жестокий князь стал прототипом самого известного вампира в литературе.

На самом деле III родился в 1431 году в городе Сигишоара в Трансильвании. Его отец Влад II Дракул был членом основанного Сизигмундом Люксембургом Ордена Дракона, целью которого была защита христианства в Восточной Европе.

Из-за этого Влад получил прозвище «Draco» — «дракон», преобразованное людьми Валахии в «Dracul», что означает «дьявол». Позже оно было унаследовано Владом III в форме «Drăculea», что означает «сын дракона».

Влад Цепеш, будучи одиннадцатилетним мальчиком, попал в турецкий плен, в котором пробыл 7 лет. После смерти своего, преданного боярами, отца в 1477 году он был возведен на престол Валахии султаном Мурадом II.

Однако очень быстро из-за интервенции венгерских войск Владу пришлось бежать в Молдавию. Трон себе вернул в 1456 году с помощью венгров, разочарованных протурецкой политикой, которая велась предыдущим хозяином.

Влад Цепеш: Кровавые легенды

Во время своего шестилетнего правления Дракула использовал политику железного кулака и проявлял исключительную жестокость. Без сомнений он приговаривал к смерти, а его любимым способом лишения жизни было садить на кол (отсюда прозвище Цепеш, от рум.țeapă [цэа́пэ] – кол), но использовал и другие, не менее «изысканные» способы.


С заключенных тирана сдирали кожу, их лишали конечностей, четвертовали или варили живьем в огромных котлах. Причинение боли приносило ему столько удовлетворения, что он даже построил специальную машину для нанесения изощренных пыток.

В 1457 году Влад решил поквитаться с валашскими вельможами. Он пригласил их в на пиршество.

После успешного застолья он схватил их со своими семьями: самых старых он приказал сразу посадить на кол вокруг города, а всех остальных использовал для изнурительных строительных работ Цитадели Поенари, знаменитого «Замка Дракулы», руины которого сейчас являются .

Эта резня вошла в историию под названием «Кровавая Пасха». По своей сути, это была расправа с политической оппозицией. В оправдание Дракулы можно сказать, что эти бояре были виновны в измене, в результате которой отец Влада III потерял голову, а брат был захоронен заживо.

Влад Цепеш вел эффективную внутреннюю политику. Он концентрировался, прежде всего, на укреплении экономики страны.

Оценив важность торговли в развитии государства, он решил поддержать валашских торговцев путем ограничения доступа иностранных «бизнесменов» к рынкам в трех городах: Таргсор, Кампулунг и Тырговиште, чем вызвал их ярость. Когда саксонские торговцы начали пытаться свергнуть князя, он решил напасть и опустошить трансильванский город Брашов.


Валашские торговцы

Жестокость Влада стало мотивом многих легенд, более или менее верных. Якобы слушанье стонов людей доставляло Дракуле столько радости, что он мог праздновать и трапезничать среди несчастных, посаженых на кол. Сохранилась даже представляющая эту сцену гравюра на дереве, датирующаяся 15 веком.

В один прекрасный момент один из придворных насмелился закрыть нос, чтобы не слышать запах разлагающихся тел. Заметивший это Дракула, почувствовал себя обиженным и приказал посадить подданного на максимально высокий кол, что тот «смог подняться над смрадом».

Война с султаном

В 1461 году к князю прибыл канцлер султана Кататолинос (Catatolinos) с призывом оплатить долги по личной дани. Мирные до этого времени отношения с турками ухудшились, потому что Влад перестал платить джизью – исламский налог на иноверцев.

Дракула «принял» султанского гонца по-своему. Кататолинос был посажен на кол достаточно высокий, чтобы «не обидеть чести» посланника султана. Другая версия легенды говорит о двух послах, которым Влад приказал прибить гвоздями к голове их шапки, которые они осмелились не снять перед величием князя.

Весной 1462 года армия Мехмеда II вторгалась на валашскую землю. Эта кампания быстро стала разрушительной для османов, потому что Влад был хитрым и проницательным стратегом. Его поведение было бесчеловечно и беспощадно, однако, чрезвычайно эффективно. Он использовал тактику выжженной земли. По его приказу сжигали деревни, а колодцы и резервуары с водой отравляли, что затруднило марш армии вглубь страны.


Цепеш умел организовать смертельные засады и продуманные ухищрения. 17 июня 1462 года он напал на лагерь султана, переодев перед этим армию в турецкую одежду. Это вызвало замешательство среди турок, которые не смогли распознать противников от товарищей. В результате они еще долго воевали друг с другом после того, как поле боя оставила валашская армия.

В какой-то момент Влад применил даже «биологическое оружие», отправляя инфекционных больных в лагерь противника. Когда османом, в конце концов, удалось достичь Тырговиште, Дракула решил окончательно сломить моральный дух врага.

На пути войск было выставлено двадцать тысяч турецких заключенных, посаженных на кол. Это было не что иное, как психологическая война. Вид разлагающихся тел побратимов, разрывающихся на куски стервятниками, вызвал в сердцах турок ужас. Султан приказал отступать.

Влад Дракула: Черный PR

Дракула представляется личностью чрезвычайно жестокой: князь, черпающий наслаждение от вида пыток и убийств. Тем не менее, некоторые историки оправдывают поведение Дракулы. Они говорят, что стоит помнить, что такие были времена.


На повестке дня были убийства, отравления или увечья политических врагов. Известная «посадка» на кол была лишь вариацией смертной казни. В Западной Европе, среди прочего, было ломание колесом, сожжение на костре или утопление.

Следует также отметить, что некоторые из сенсационных рассказов о кровавых деяниях Дракулы, на самом деле клевета, пропагандируемая противниками князя.

В 1463 году, когда печатное искусство набирало обороты, была опубликована краткая, шестистраничная брошюра, описывающая жестокость Влада III. На самом деле она была памфлетом, целью которого было оклеветать валашского хозяина, а его содержание было построено на утверждениях торговцев, которые не особенно любили Дракулу.

Аналогично «справедливым» может быть «Сказание о Дракуле-воеводе» пера Мишеля Бехейма. Автор, главным образом основываясь на слухах, перерисовывает ипостась валашского хозяина, изображая его как сумасшедшего, одержимого жаждой крови.


Подобные пасквили пользовались огромной популярностью. Они появлялись на свет, в том числе, в Нюрнберге и Страсбурге. Что интересно, анекдоты о Цепеше «рождались на свет» и в российских городах. Несмотря на очевидные сходства, российские пасквили представляли Дракулу в гораздо более выгодном свете, реже описывая его насилие.

Не улучшила личность Цепеша, конечно, и книга Брэма Стокера, и снятые по ее мотивам фильмы, которые, вероятно, навсегда воссоединили имя валашского хозяина с образом кровавого вампира.


Но остается фактом, что Стокер косвенно способствовал воскрешению этой малоизвестной личности, которая для многих является образцом национального героя и борца за свободу своей страны, защищающего Европу от исламских захватчиков.

Предшественник: Владислав II Преемник: Раду III Фрумос ноябрь - декабрь Предшественник: Басараб III Старый Преемник: Басараб III Старый Вероисповедание: православие , румынская церковь Рождение: 1431 год (1431 )
Шассбург , Трансильвания , Королевство Венгрия Смерть: 1476 год (1476 )
Бухарест , Княжество Валахия Похоронен: Снаговский монастырь Род: Басарабы (Дракулешти) Отец: Влад II Дракул Мать: Снежна (?) Супруга: 1) Елизавета
2) Илона Жилегай Дети: сыновья: Михня, Влад

Влад III Басараб , также известный как Влад Це́пеш (рум. Vlad Țepeș - Влад Коло́вник, Влад Колосажа́тель, Влад Пронзи́тель ) и Влад Дра́кула (рум. Vlad Drăculea (ноябрь или декабрь - декабрь ) - господарь Валахии в , - и . Прозвище «Це́пеш» («Колосажа́тель», от рум. ţeapă [ця́пэ] - «кол») получил за жестокость в расправе с врагами и подданными, которых сажал на кол . Ветеран войн против Турции . Резиденция Влада III располагалась в Тырговиште . Прозвище Дракула (Сын дракона или Дракон младший) Влад получил в честь отца, состоявшего (с 1431 года) в элитном рыцарском ордене Дракона , созданном императором Сигизмундом в 1408 году . Члены ордена имели право носить на шее медальон с изображением дракона. Отец Влада III не только носил знак ордена, но и чеканил его на своих монетах, изображал на стенах сооружаемых церквей, за что и получил прозвище Дракул - Дракон (или Дьявол).

Биография

В результате «Ночной атаки» 17 июня 1462 года заставил отступить вторгнувшуюся в княжество 100-120-тысячную османскую армию во главе с султаном Мехмедом II .

В том же году вследствие предательства венгерского монарха Матьяша Корвина был вынужден бежать в Венгрию , где был заключён под стражу по ложному обвинению в сотрудничестве с турками и просидел в тюрьме 12 лет.

Анонимный немецкий документ 1463 года

Основой всех будущих легенд о небывалой кровожадности правителя стал документ, составленный неизвестным автором (предположительно, по приказу короля Венгрии Матьяша Корвина) и опубликованный в 1463 году в Германии . Именно там впервые встречаются описания казней и пыток Дракулы, а также все истории его злодеяний.

С исторической точки зрения, повод сомневаться в верности информации, представленой в указанном документе, крайне велик . Помимо явной заинтересованности венгерского престола в тиражировании данного документа (стремление скрыть факт кражи королём Венгрии Матьяшем Корвином большой суммы, выделенной папским престолом на крестовый поход), не найдено ни одного более раннего упоминания об этих «псевдофольклорных» историях.

Приидоша к нему некогда от турьскаго поклисарие <послы>, и егда внидоша к нему и поклонишася по своему обычаю, а кап <шапок, фесок> своих з глав не сняша. Он же вопроси их: «что ради тако учинисте ко государю велику приидосте и такову срамоту ми учинисте?» Они же отвещаша: «таков обычай наш, государь, и земля наша имеет». Он же глагола им: «и аз хощу вашего закона потвердити, да крепко стоите», и повеле им гвоздем малым железным ко главам прибити капы и отпусти их, рек им: «шедше скажите государю вашему, он навык от вас ту срамоту терпети, мы же не навыкохом, да не посылает своего обычая ко иным государем, кои не хотят его имети, но у себе его да держит».

Этот текст был написан русским послом в Венгрии Фёдором Курицыным в 1484 году . Известно, что в своём «Сказании о Дракуле Воеводе» Курицын использует информацию именно из того анонимного источника, написанного 21 годом ранее.

Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором:

  • Известен случай, когда Цепеш созвал к себе около 500 бояр и спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось, что даже самый младший из них помнит не менее 7 царствований. Ответом Цепеша была попытка положить конец такому порядку - все бояре были посажены на кол и вкопаны вокруг покоев Цепеша в его столице Тырговиште.
  • Также приведена такая история: иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы - сидеть бы тебе на колу рядом с вором».
  • Цепеш обнаруживает, что в стране много нищих. Он созывает их, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?». На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.
  • Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает, что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».
  • Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы. А легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.
  • Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в этом документе гласит, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и ел среди мёртвых и умиравших на колах людей. Существует также дополнение этого рассказа, в котором говорится, что слуга, подававший Владу пищу, не выдержал запаха тлена и, схватившись руками за горло, выронил поднос прямо перед ним. Влад спросил, почему он это сделал. "Нет сил терпеть, ужасное зловоние", ответил несчастный. И Влад немедленно приказал посадить его на кол, который был на несколько метров длиннее остальных, после чего крикнул ещё живому слуге: "Вот видишь! Теперь ты выше всех, и смрад до тебя не долетает".
  • Прибывшим к нему с требованием признания вассальности послам Османской империи Дракула задал вопрос: "Почему они не сняли шапки перед ним, правителем". Услышав ответ, что они обнажат головы только перед султаном, Влад приказал прибить шапки к их головам гвоздями.

Литературный и экранный образ Дракулы

Правление Дракулы оказало большое влияние на его современников, которые сформировали его образ в фольклорной традиции румын и соседних с ними народов. Важным источником в этом случае является поэма М.Бехайма, который в 1460-х годах жил при дворе венгерского короля Матвея Корвина, известны немецкие памфлеты, распространявшиеся под названием «Об одном великом изверге». Повествуют о Цепеше различные румынские предания, как непосредственно записанные в народе, так и обработанные известным сказочником П. Испиреску.

Литературным героем Влад III стал вскоре после гибели: о нём была написана на церковнославянском языке (который в то время использовался в Румынии как литературный) , после того как Валахию посетило русское посольство Ивана III, очень популярная на Руси .

Возникновение связи между образом Влада Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Неизвестно, слышал ли он подобную легенду; но основания для её существования были, так как убийца Цепеш не раз проклинался умирающими, а, кроме того, сменил веру (хотя этот факт подвергается сомнению). Согласно поверьям карпатских народов, этого вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Однако существует и другая версия: после смерти Влада Цепеша его тело не было обнаружено в могиле...

По его указанию жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был округлён и смазан маслом. Кол вводился во влагалище (жертва умирала практически в течение нескольких минут от обильной кровопотери) или анус (смерть наступала от разрыва прямой кишки и развившегося перитонита, человек умирал в течение нескольких дней в страшных муках) на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порою наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдет до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть от потери крови наступала очень нескоро. Обычный вариант казни также был очень мучительным, и жертвы корчились на колу по несколько часов.

Цепеш стремился соизмерять высоту колов с социальным рангом казнённых - бояре оказывались выше посажены на колах, чем простолюдины, таким образом по лесам посаженных на кол можно было судить о социальном положении казнённых.

Подражатели

Сомнительность масштабов злодеяний Дракулы не помешала более поздним правителям «перенимать» подобные методы ведения внутренней и внешней политики. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, вероятно, наслушавшись об эффективных «дракулических» методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году , его самого казнили за поступки - как гласил приговор - «противные законам данной страны».

См. также