Исследовательский проект на тему лес наш друг. Лес - наш друг. «Лекарственные растения нашей местности»

Окружающий мир

Тема: проект «Лес - наш друг»

Учащиеся должны знать: основных обитателей леса, представителей растительного мира леса; виды лесов; значение леса в жизни человека; опасности, подстерегающие человека в лесу; влияние деятельности человека на состояние лесных богатств; правила поведения в лесу.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы; ссоставлять связные рассказы по материалам проведенной работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; альбомные листы для оформления разделов проекта; справочная литература; клей, фломастеры.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Распределение детей по группам.

Учитель организует несколько инициативных групп по количеству страниц предполагаемого проекта.

В каждой такой группе распределяются роли: аналитик, экспериментатор, иллюстратор, испытатель.

Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.

2. Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.

II. Формулирование темы и целей урока.

Учитель предлагает детям принять участие в проекте «Лес - наш друг». Учитель просит вспомнить особенности проектной деятельности. (Дети перечисляют)

Учитель говорит об отличиях проектной деятельности на этом уроке от предыдущих: распределение ролей у участников проекта будет происходить не по группам, а внутри каждой группы.

В результате коллективного обсуждения вносятся изменения в основные этапы с учетом нового распределения на группы.

На доске план:

Действия в группе

    Обсуждение задания (коллективно).

    Выполнение практического задания («экспериментаторы»).

    Оформление задания («иллюстраторы»).

    Формулирование выводов («аналитики»).

    Применение результатов («исследователи»).

Коллективные действия: проведение испытания всего проекта.

Учитель предлагает детям обсудить цели урока.

В результате обсуждения называют следующие цели: узнать новые сведения о лесе, вывести правила поведения в лесу, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле.

III. Подготовительный этап.

    Обдумывание проекта. Проходит в форме «мозгового штурма».

(«Аналитики» из каждой группы отбирают лучшие разделы проекта.»

В результате на доске появляется заготовкас основными разделами проекта.

    Распределение заданий.

IV. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.

Для выполнения практических задаий использовали материал альбома-задачника

Работа проводится в группах.

Дети работают с большой степенью самостоятельности, учитель оказывает индивидуальную помощь.

    Раздел «Виды леса»

Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.

«Экспериментаторы» раскладывают карточки на две группы. «Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов. «Испытатели» готовят рассказ с опорой на наглядный материал.

    Раздел «Обитатели леса»

Дети получают заготовку для аппликации из серии «Что где растет, кто где живет?» и набор предметных картинок к этой заготовке.

«Экспериментаторы» располагают растения и животных на фоне леса.

«Аналитики» поясняют особенности каждого растения и животного по материалам, приготовленным по справочным изданиям и научно-популярным книгам заранее.

«Иллюстраторы» наклеивают картинки, а также загадки, которые дети этой группы приготовили заранее дома.

«Испытатели» готовят рассказ к этой странице альбома.

    Раздел «Значение леса в жизни людей»

Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, а также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?»

«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.

«Иллюстраторы» соединяют изображение леса с картинками и приклеивают на страницу альбома.

«Аналитики» поясняют смысл связей, установленных между лесом и его продуктами.

«Испытатели» составляют текст сообщения.

    Раздел «Правила поведения в лесу»

Дети получают набор карточек, состоящих из двух групп:

1) условные знаки, запрещающие какие-либо действия в лесу;

2)словесные формулировки правил поведения в лесу.

Отдельно получают набор карточек, рассказывающих о влиянии деятельности человека на лес. «Экспериментаторы» раскладывают карточки парами, приводя в соответствие знак и правило.

«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

«Аналитики» работают со вторым набором карточек. Их задача - по рисункам определить вредное влияние деятельности человека на природу.

«Испытатели» готовят сообщения по материалам работы группы.

5 Раздел «Что полезно, а что вредно».

Дети получают набор парных картинок с изображением полезных и опасных растений и грибов, растущих в лесу.

«Экспериментаторы» создают две группы по названием «Съедобные грибы и растения» и «опасные грибы и растения».

«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

«Аналитики» находят признаки, по которым можно спутать растения и грибы этих двух групп.

«Испытатели» готовят сообщение

    Раздел «Красная книга»

Среди предложенных фотографий и рисунков с изображением животных дети должны найти тех, которые занесены в Красную книгу.

«Экспериментаторы» отбирают нужные фотографии и рисунки.

«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

«Аналитики» и «Испытатели» в этой группе представлены одними и теми же детьми. Они говорят сообщение с использованием заранее подготовленного материала.

V. Испытание всего проекта.

Учитель прикрепляет на доске подготовленные детьми страницы альбома «Лес - наш друг»

«Испытатели» каждой группы делают сообщение по теме своего раздела.

VI. Самоанализ проектной деятельности

Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.

VII Итоги урока.

Подводят общий итог проектной деятельности, определяют значение проекта.

Паспорт проекта

Полное название проекта

«Наш зелёный друг – лес»

Целевая группа

Учащиеся 4-Б и 4-А класса, классные руководители, родители.

Пинаев Денис, Серяков Арсений, Дружкова Милена, Кошкарова Анастасия, Бесклинская Кристина

Руководитель

Татищева И. А.

Создание «Зелёной книги»

Провести сбор макулатуры.

творческий

Предметно – содержательная область

межпредметный

Количество участников

5 учащихся

Продолжительность

краткосрочный

Основные ресурсы и источники их финансирования

основой для реализации проекта являются информационные и материальные ресурсы школьной библиотеки, Билимбаевского лесхоза, Интернет ресурсы.

Ожидаемый результат

Презентации для проведения классных часов: «Кто сбережёт лес?», «Леса нашего края»

Статья в школьную газету «Помогите лесу»;

Создание «Зелёной книги».

Период и этапы реализации

январь - март 2014 года

Приложения

«Зелёная книга».

Литература.

    Ивченко. Книга о деревьях.

    Козак. В лес за грибами.

    Крутогоров. Рассказы о деревьях.

    Меннинджер. Причудливые деревья.

    Петров. Мир лесных растений.

    Петров. Лесные тайны.

    Петров. Рассказы о лесных растениях.

    Шиманюк. Дендрология.

    Лесная энциклопедия. В 2 тт.

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ПЕРВОУРАЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

ПРОЕКТ

Направление:

«Мир зелёный мир живой дарит радость нам с тобой!»

Тема: «Наш зелёный друг - лес»

Команда: «Лесовички»:

Пинаев Денис

Cеряков Арсений

Дружкова Милена

Кошкарова Анастасия

Бесклинская Кристина

учащиеся 4-б и 4-а класса

Руководитель:

Татищева И. А

учитель начальных классов

тел: 64-15-52

г. Первоуральск

У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса

Введение.

На уроке окружающего мира мы изучали экосистему - лес. Мы узнали, как велико значение лесов для жизни на Земле. Это и очистка воздуха, и места для обитания животных. Лес защищает почву от эрозии, задерживает осадки, создает благоприятный микроклимат для сельскохозяйственных растений, препятствует загрязнению вод. Лес используется в различных отраслях народного хозяйства, он служит источником химических веществ, получаемых при переработке древесины, коры, хвои. Лес поставляет сырье для получения свыше 20 тыс. изделий и продуктов. Почти половина производимой в мире древесины расходуется на топливо, а треть идет на производство строительных материалов.

Мы живем в зоне лесов. Поэтому нас заинтересовал вопрос, какую роль играет лес в нашей жизни.

Мы задумались, что случится, если исчезнут все деревья? Какие деревья растут в лесу? Какие деревья чаще высаживают в городе и почему?

С этими вопросами мы обратились к своим одноклассникам и провели анкетирование среди учащихся 2-4 классов. Было опрошено 100 учащихся.

По результатам опроса были выявлены следующие результаты:

Ответили

Затруднились с ответом

Какое дерево - рекордсмен по выработке кислорода, защите города от пыли и вредных выбросов?

Какие деревья растут в городе Первоуральске и его окрестностях?

Как человек использует лес?

Какой вред наносят пожары?

Как появляется лес?

Какое количество лет должно пройти для восстановления погибшего леса?

Какие есть в Первоуральске организации, отвечающие за сохранение леса и озеленение города?

Что я могу сделать полезного для леса?

На несколько вопросов большинство ребят затруднились дать ответы.

Таким образом, выявились основные проблемы :

Живя в зоне лесов, ребята мало знают об экосистеме леса;

Большинство ребят оставили последний вопрос «Что я могу сделать полезного для леса?» без ответа, не понимая, чем они могут помочь лесу, нужна ли лесу помощь человека, и в чем эта помощь может выражаться.

Вывод : Мы живём в зоне лесов. Поэтому должны знать и беречь лес. Необходимо пропагандировать среди одноклассников, знакомых, соседей бережное отношение к нашему зелёному другу. Рассказывать, какую пользу мы можем уже сейчас принести лесу.

Цель проекта : создание «Зелёной книги».

Идея проекта : рациональное использование лесных ресурсов - это, прежде всего, забота о нашей планете Земля, а использование бумажного вторсырья - это большая экономия лесных массивов.

Задачи:

Узнать какие организации занимаются защитой леса;

Узнать, что в нашем округе делается для восстановления вырубленного леса и защиты исчезающих видов растений;

Узнать какие деревья лучше очищают загрязнённый воздух;

Провести конкурс плакатов «Береги природу»;

Написать статью в школьную газету «Помогите лесу»;

Подобрать материалы для создания «Зелёной книги»;

Провести сбор макулатуры.

Чтобы решить поставленные задачи, мы должны:

Посетить школьную библиотеку и воспользоваться Интернет - ресурсами;

Встретиться с Ахметовым Ильдаром Фанзалиевичем, мастером леса из Билимбаевского лесхоза;

Объявить конкурс плакатов «Береги природу»;

Подобрать материал для статьи в школьную газету «Помогите лесу»;

Подобрать материалы для создания «Зелёной книги»;

Провести сбор макулатуры

Этапы работы над проектом .

I этап. Теоретический

Цель : изучение литературы и Интернет – ресурсов по интересующей теме. Поиск ответов на проблемные вопросы: «Сколько кислорода вырабатывает одно дерево в год? Сколько кислорода надо в среднем человеку в год для дыхания? Какая площадь лесов на планете?» и другие.

Посетив школьную библиотеку, мы познакомились с книгами о лесе, которые нам помогла подобрать Чалова Т. Н., библиотекарь нашей школы.



Из книг мы узнали, что вырубка лесов началась на заре человеческого общества и по мере его развития возросла, так как потребность в древесине и других продуктах леса быстро увеличивалась. За последнее тысячелетие на Земле сведено 2/3 лесов. Поэтому говорят: человеку предшествуют леса, его сопровождают пустыни. За данное историческое время около 500 млн. га превратились из лесов в бесплодные пустыни. Леса уничтожаются так быстро, что площади вырубок существенно перевешивают площади посадок деревьев. К настоящему времени в зоне лесов сведено около половины их первоначальной площади. В связи с вырубкой лесов сокращается водоносность рек, высыхают озера, понижается уровень грунтовых вод, усиливается эрозия почв, более засушливым и континентальным становится климат, часто возникают засухи и пыльные бури.

Так же мы обратились к Интернет ресурсам. Работали с Интернетом на сайтах:

viki rdf/ru, www.photokonkurs.com, s06.radikal.ru, http://ecocrisis.wordpress.com/,

http://www.km.ru http://ru.wikipedia.org/, http://mironpress.com

Из Интернета мы выяснили, что одно дерево в среднем вырабатывает в день 2,5 килограмма кислорода, в год – 912,5 килограммов кислорода. Одному человеку в сутки для дыхания нужно 0,83 кг кислорода; 302,95 кг кислорода в год.
Примерная площадь лесов на планете около 3 миллиарда га, примерно 0,8 га на одного человека. Не так уж это и много. 14-15% занимают северные хвойные леса (Россия, Канада и США), 55-60% - тропические леса. Больше всего лесов на душу населения приходится в Канаде - 9,4 га. На планете проживает более 6 миллиардов человек. При сжигании 1 кг угля или дров расходуется более 2 кг кислорода. Это примерно кислород, вырабатываемый одним деревом. Один легковой автомобиль сжигает 1825 кг кислорода на каждые 100 км пути. Это примерно кислород, вырабатываемый 734 деревьями. Ежегодно автомобиль поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800 кг оксида углерода, около 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Если помножить эти цифры на 400 млн. единиц мирового парка автомобилей, можно представить себе степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации. Количество же деревьев постоянно уменьшается. Сокращение лесных массивов в результате роста потребления древесины - печальный факт.

WWF, FSC и Гринпис при участии гражданских активистов сформулировали 5 самых актуальных проблем российских лесов.

    Необходимость принятия лесной политики России.

    Лесные пожары.

    Нелегальная заготовка и продажа леса.

    Отсутствие в России экологически чувствительного рынка.

    Низкая гражданская активность.

На сайте журнала «Живой Лес» нас заинтересовали несколько вопросов, на которые ответил специалист лесного отдела.

Кто же рекордсмен по выработке кислорода? И еще верны ли такие данные, что одно дерево выделяет за жизнь столько кислорода, сколько необходимо одному человек, а машина на скорости 120 км/ч поглощает весь выделенный деревом кислород всего за два часа?

Специалист лесного отдела. Наиболее активными поставщиками кислорода являются тополя. 1 га таких деревьев выделяет в атмосферу кислорода в 40 раз больше, чем 1 га еловых насаждений. В течение одного года обычное дерево выделяет объем кислорода, необходимый для семьи из 4 человек на протяжении такого же периода, а один автомобиль за 2 часа работы поглотит столько кислорода, сколько 1 дерево выделит за 2 года!

Не могли бы вы назвать несколько пород деревьев наиболее продуктивных по производству кислорода. И насколько продуктивны виды деревьев нашего леса, такие как береза, липа, сосна, осина.

Специалист лесного отдела. Вы затронули действительно интересную тему. Она не допускает однозначных трактовок. Кислородная продуктивность дерева зависит не только от вида, но прежде всего от размеров дерева и от сезона, она отличается для деревьев из разных типов леса. Но деревья выделяют биологически активные вещества - ароматы, фитонциды, на их листьях осаждается техногенная грязь, и это на самом деле крайне важно, поэтому не меняйте отношения к деревьям, они и так делают всё, что могут для нас, они-то без нас могут расти, мы без них - нет.

Результат.

Мы узнали: - о самых актуальных проблемах российских лесов;

О деревьях, которые наиболее активно выделяют кислород и очищают воздух в окружающей среде;

О том, сколько кислорода вырабатывается деревьями.

II этап. Сбор информации.

Встреча с Ахметовым Ильдаром Фанзалиевичем, мастером леса из Билимбаевского лесхоза.

Цель : узнать, как осуществляется охрана и восстановление лесов в нашем округе Первоуральск.

Ильдар Фанзалиевич рассказал нам много интересного о наших лесах. Он сказал, что основная задача охраны лесов – их рациональное использование и восстановление.

Мастер леса отметил, что при правильном ведении лесного хозяйства, рубки на отельных участках повторно должны проводиться через 80-100 лет, именно столько нужно, чтобы саженцы вновь стали полноценными деревьями.

Другая важная мера по сохранению лесов – это борьба с потерями

древесины. Наибольшие потери происходят при заготовке древесины. На местах

рубок остается много древесины и хвои, которые могут использоваться для

приготовления эфирных масел.

Важнейшим условием для сохранения лесных ресурсов служит своевременное

лесовозобновление. Только треть ежегодно вырубаемых лесов в России

восстанавливается естественным путем, остальные требуют специальных мер по

их возобновлению. На вырубках, где естественного возобновления леса не происходит, после рыхления почвы производят посев семян или посадку выращенных в питомнике саженцев. Ильдар Фанзалиевич рассказал о том, как в Билимбаевском лесхозе в питомнике выращивают саженцы для восстановления вырубленных лесов.

Среди мер по охране лесов важное значение имеет борьба с пожарами.

Пожар полностью или частично уничтожает лесной биоценоз. Пожары наносят

большой урон, уничтожая растения, животных.

До 97% лесных пожаров возникает по вине человека. Поэтому среди мер

борьбы с пожарами важное место занима противопожарная пропаганда

среди населения. В нашем лесхозе и в Екатеринбурге существует дозорно-сторожевая служба для обнаружения очагов пожара. При ликвидации лесных пожаров используют авиационные бригады, иногда на борьбу с пожарами мобилизуют воинские части и все население.

Большой вред лесам наносят болезни и вредители. Массовые вспышки

численности вредителей охватывают обширные территории.

Для борьбы с вредителями лесных растений полезно привлечь насекомоядных

птиц. Они могут регулировать численность насекомых, не допуская их

массового размножения. Для привлечения птиц лесники создают благоприятные для них условия: развешивают искусственные гнездовья, подкармливают.

Биологические методы борьбы с вредителями дешевы, безвредны и наиболее

эффективны. Их следует сочетать с другими методами, чтобы вместе они

представляли единую систему защиты лесов.

Результат: мы узнали о том, какая работа проводится в городском округе Первоуральск для защиты и восстановления леса.

III этап . Исследовательский

Цель: исследование, сколько бумаги накапливается в классе и дома; какое количество деревьев мы спасли от вырубки, благодаря участию в сборе макулатуры.

Практическое исследование.

Мы попросили своих одноклассников произвести замеры веса макулатуры, которая у них накапливается в течение недели. Данные занесли в таблицу. В результате проведения исследовательской работы мы пришли к выводу: дома за неделю накапливаются до 5 кг бумаги, которую можно использовать вторично.

В первом полугодии прошёл сбор макулатуры «Сэкономь дерево – спаси лес!».

Первое полугодие

3 четверь

кол-во кг

кол-во кг

Все учащиеся нашей школы приняли участие в сборе макулатуры и все вместе собрали 1070кг.

Во втором полугодии решили принять участие в сборе макулатуры в каждой четверти. В феврале с первых чисел, мы вновь приняли участие в сборе макулатуры и у нас получились такие результаты.

На Интернет - сайте forestforum.ru/viewtopic. мы нашли информацию, о том, что для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м 3 древесины. Если учесть, что средний объем одного бревна (дерева) - 0,33 м 3 , то для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев. А из 1 тонны бумаги можно изготовить порядка 30 тысяч обычных ученических тетрадей. В результате переработки макулатуры получается такая же бумага, как из свежей целлюлозы, которую получают из дерева. Только производство бумаги из макулатуры обходится в 2 раза дешевле. А из 1 тонны макулатуры бумаги получается, сколько же, сколько получается из 12 деревьев. Поэтому, с экономической и экологической точки зрения, переработка бумаги из макулатуры очень выгодна. К сожалению, в России лишь 0,1% бумаги производится из макулатуры. В Европе эта цифра доходит до 50%, а в Японии и вовсе - 65% новой бумаги делается из старой макулатуры.

Результат: мы решили, что мы можем сделать для экономии бумаги:

    Не очень важные тексты и записи делать на другой стороне исписанного листа бумаги;

    Сдавать старые журналы, газеты в пункты приема макулатуры.

    Покупать бумагу, сделанную из вторичного сырья, например, бумага с логотипом FSC или Nautilus.

    Оставлять в конце учебного года неиспользованные листы своих рабочих тетрадей (листы для проведения проверочных работ, черновиков);

    Бережно относиться ко всей бумажной продукции (тетради, учебники)

IV этап. Творческая деятельность

Узнав много нового о лесе, его пользе и необходимости его сохранения, мы решили провести для одноклассников совместно с учителем классные часы:

«Кто сбережёт лес?», «Леса нашего края».

После проведения классных часов, мы решили провести конкурс плакатов «Береги природу».


На основе полученной информации мы совместно создали «Зелёную книгу».

В неё вошли наши классные часы, легенды леса, памятки, памятники природы городского округа Первоуральск, зелёная аптека, викторины и много другого занимательного материала.



Заключение.

В процессе работы над проектом мы изучили много информации о лесе в нашей стране и в мире, познакомились с тем, какая работа проводится в городском округе Первоуральск для защиты и восстановления леса.

Мы принимали активное участие в сборе макулатуры для экономии природных лесных ресурсов. Полученные знания в ходе работы над проектом мы использовали при проведении классных часов: «Кто сбережёт лес?», «Леса нашего края». Конкурс плакатов «Береги природу» вызвал интерес у большинства наших одноклассников.

В итоге многие ребята из наших классов узнали о значении и проблемах леса.

Цель проекта достигнута. Нами создана «Зелёная книга», которой могут в дальнейшем пользоваться учителя и школьники.

Всё в наших руках…

Слайд 2

Цели мероприятия:

Сформировать у обучающихся представления о роли леса в жизни человека и природы; Ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в лесу; Развивать познавательный интерес; Воспитывать уважение и любовь к природе, культурное поведение.

Слайд 3

Стихотворение С. Никулиной «Русский лес»

Нет ничего милее Душистая малина Бродить и думать здесь. На кустиках густых. Излечит, обогреет, Ищу грибов поляну Накормит русский лес. Я, не жалея ног, А будет жажда мучить- А если и устану- То мне лесовичок Присяду на пенёк. Средь зарослей колючих Лес очень любит пеших, Покажет родничок. Для них совсем он свой. Нагнусь к нему напиться- Здесь где-то бродит леший И видно всё до дна. С зелёной бородой. Течёт вода-водица, Жизнь кажется иною, Вкусна и холодна. И сердце не болит, Нас ждут в лесу рябина, Когда над головою Орехи и цветы, Как вечность лес шумит.

Слайд 4

Вопросы и загадки

Трава которую знают и слепые. (Крапива) Дерево символ нашей Родины. (Берёза) Зимуют ли птицы в скворечнике? (Нет) Кто меняет шубу два раза в год? (Лиса, белка, заяц) Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает) Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (Смородина) Пингвин птица или нет? (Да) Какие животные зимой спят? (Медведь, ёж) Какая птица подбрасывает своё яйцо в чужие гнёзда? (Кукушка) Как можно назвать одним словом деревья, кустарники, травы? (Растения) Лысеющий на ветру цветок. (Одуванчик)

Слайд 5

Доклад

«Роль леса в жизни человека».

Слайд 6

Значение леса

Дом для животных, растений, грибов; Защита воздуха, водоёмов и почв; Место отдыха человека; Источник ягод, грибов, лекарственных растений; Источник древесины

Слайд 7

Доклад

«Экологические проблемы леса».

Слайд 8

Опыты

  • Слайд 9

    Это надо знать!

    Бумага разлагается за 3-4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6-10 лет, полиэтиленовая плёнка разложится через 60-100 лет, а стекло будет лежать в земле 600 лет. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 3 года сгниёт бумага. Когда вы окончите школу, проржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.

    Слайд 10

    Доклад

    «Наша помощь лесу»

    Слайд 11

    Стихотворение И. Трофимовой«Чтоб радость завтрашнего дня»

    Чтоб радость завтрашнего дня Нам трудно разглядеть Сумел ты ощутить, Все те страдания, что земле Должна быть чистою земля Приходится терпеть! И небо чистым быть. Надолго ль хватит нам воды, А землю эту, не щадя, Коль растворён в ней яд? Терзал за веком век Надолго ль хватит тех лесов, И брал всё только для себя Где топоры стучат? «Разумный» человек. Спасти поля, леса, луга Сейчас же кинулись спасать И чистую гладь рек- всю Землю Природную среду. Можешь только ты, Сквозь фабрик и заводов дым Разумный человек!

    Слайд 12

    Наши результаты

    Расширили круг экологических знаний; Узнали навыки экологической культуры; Поняли потребность гармоничного общения с природой; Появилась установка стабильного интереса к экологической обстановке своей местности; Выработали потребность поддержания собственного экологического здоровья личности.

    Слайд 13

    Литература

    Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». 2004 №6, № 12. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы в 2 частях. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова.- Просвещение, 2005. Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир»: 4 класс.- М.:Вако, 2006.

    Посмотреть все слайды

    Учебный проект «Лес – наш друг»

    Цель: Создание условий для вовлечения каждого участника в активный познавательный процесс, для стимуляции его самостоятельности и потребности в самореализации и самовыражении.

    1. Погружение в проект .

    Экологическая сказка. Звучит музыка леса. Дети читают слова.

    Много на нашей земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Зайдёшь в прохладную зелёную чащу, и сколько же всего услышишь и увидишь! Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит. Сколько же в лесу всяких тайн!

    Лесодраки тянут руки к гнезду за яйцами.

    Встреча лесодругов и лесодраков.

    Что вы делаете? Гнёзда нельзя разорять! Птиц не станет!

    Из-за трёх яиц?

    Если возьмёте яйца, мама будущих птенцов улетит и больше в наш лес не вернётся. А не будет птиц – засохнут деревья, и лес умрёт.

    Кто вы?

    Мы – лесодруги. А вы кто?

    Лесодраки.

    Почему же вы безобразничаете в лесу?

    В нашем «чёрном» лесу все так веселятся: гнёзда разоряют, из рогаток стреляют, муравейники расшвыривают, у бабочек крылья отрывают.

    Вот почему вы свой лес называете «чёрным». Вы же все лесные правила нарушили. Неужели вам такой лес нравится?

    Не нравится. Нет в нём зелени, цветов, головёшки от костров под ногами, тпицы не чирикают зверей не видно. А мы ягод хотим, грибов.

    А хотите измениться сами и изменить свой лес?

    А получится? Мы же лесодраки.

    Ребята, давайте пригласим лесодрак принять участие в проекте «Лес – наш друг». Подумаем, что о лесе расскажем им.

    / Правила поведения в лесу, о значении леса,

    о животных, растениях, о Красной книге/

    2. Планирующий этап.

    Мы постараемся ответить на вопрос, почему лес называют другом человека и убедить лесодрак относиться к природе так: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!»

    Основные разделы проекта.

    /Открываю/

    /Читаем/

    Сегодня мы продолжим учиться работать в группах. У каждого в группе своя обязанность. Вспомните, какие основные правила необходимо соблюдать, работая в коллективе?

    /Работать дружно, уметь слушать другого человека,

    помогать друг другу./

    Верно. Каждая группа готовит к представлению свой раздел. На столах всё необходимое: страница альбома, рабочие материалы, наглядность и планы работы. Какие качества помогут вам успешно справиться со всеми заданиями?

    /Внимание, ответственность, сосредоточенность./

    3. Разработка проекта.

    Итак, каждый из вас выполняет важную задачу: славит чудо из чудес, красу Земли, зелёный лес!

    4. Испытание проекта.

    Итак, 1 страница альбома – «Виды леса».

    1-я группа

    1). Лес – это огромное богатство нашей родины и нашего края. Леса бывают хвойные, лиственные и смешанные. Листья хвойных деревьев имеют форму длинных, тонких иголочек. Большинство хвойных сохраняют иголки в течение всего года, постоянно образуя новые. Вот почему они всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся ель, сосна, пихта. У ели иголки отделены друг от друга. А вот иголки сосны соединены вместе по 2-3 или 5. Семена хвойных спрятаны в шишках.

    Лиственные деревья легко узнать. Одни имеют обширную крону, другие вытянуты вверх. Листовая пластина, почки, плоды - признаки лиственных деревьев. Они сбрасывают листву осенью. Лиственные деревья, которые часто встречаются в лесу: дуб, берёза, клён, липа, осина.

    Задание 2.

    Показывают нужный рисунок указкой и рассказывают текст.

    1. Это весёлый, пронизанный светом, березняк. Густая трава, цветы. По белым стволам берёз, по их глянцевым листьям бегают солнечные зайчики. Флейтой заливается золотистая иволга.

    2. В сосновом бору светло, сухо. Под ногами – густой мох. В борах много ягод – черники, брусники. Сосны покачивают головами так высоко, что кажется, вот-вот заденут за облако.

    3. А вот дубрава. Дубы стоят друг от друга далеко. Под коренастыми дубами – тень, на полянках – свет. В тени мало растительности, зато на солнечных полянках и высокая трава, и густые кусты. Птице и зверю здесь раздолье.

    4. Вот еловый лес. Полумрак. Кругом мягкий ковёр из хвои. Травы и кустов мало. Изредка прозвенит синица, простучит дятел, свистнет рябчик – и снова тишина. Белки, дятлы, клёсты ловко расправляются с твёрдыми шишками. Для них еловые семена - самая лакомая еда.

    2 страница альбома – «Обитатели леса».

    2 группа

    Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом – свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно связаны между собой и с окружающим миром.

    Под землёй корни трав, кустарников, деревьев сплетаются с грибницей. Здесь, под землёй, находятся дома у мышей, кротов, барсуков. в этом подземелье живут земляные черви. они рыхлят почву.

    На поверхности земли растёт мох и травянистые растения: ландыш, папоротник, лопух, кислица, кустарнички земляники.

    Прямо в траве вьют гнёзда соловьи, строят дома муравьи, живут ящерицы, ежи, роют норы лисы.

    Следующий этаж – это кустарники: верба, шиповник, малина, калина. Здесь вьют свои гнёзда дрозды.

    Верхний этаж – это деревья. В их стволах делают дупла белки, дятлы, синички, совы. На самых высоких деревьях – гнёзда хищных птиц: ястребов, орлов.

    Летом все этажи леса заселены. А сколько же в лесу насекомых: муравьи, кузнечики, бабочки, осы.

    Молодцы!

    Есть и специальная книга, которая называется «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений». Её обложка цвета опасности, красная, отсюда и название «Красная книга». В неё внесены те животные и растения, которых на Земле осталось мало, мол охраняйте, люди, оберегайте, а если надо, то и помогайте им!

    3 страница альбома – «Значение леса в жизни людей».

    3 группа

    Задание 1.

    Лес – это наш зелёный друг. Это – «лёгкие» планеты. Лес очищает воздух и обогащает его кислородом. Лесной воздух целебный, поэтому часто санатории размещают в лесу. Лес – украшение Земли. В лесу у нас всегда хорошее настроение. Лес – хранитель влаги. Лес – это родной дом для животных. Лес – это кладовая грибов, ягод, орехов, лекарственных растений. Лес – источник древесины, из которой изготавливают бумагу, мебель, дома. Древесины нужно много, а лес растёт медленно. Поэтому уже сейчас мы должны думать, как сохранить лес.

    Задание 2.

    Чтение стихотворения С.Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?»

    Лес – прочное природное образование, которое существует на Земле миллионы лет. Ничто и никто не может уничтожить его.

    Так ли это? Кто может нарушить лес?

    /Человек/

    4 страница альбома – «О вредном влиянии человека на природу и о том, как мы должны вести себя в лесу».

    4 группа.

    5 страница альбома – «Что полезно, а что вредно».

    5 группа.

    И взрослые и дети любят собирать в лесу грибы и ягоды. Наши леса богаты грибами: сыроежки, подосиновики, опята, белые грибы, грузди. Много разных ягод: земляника, черника, клюква.

    Особенно осторожны при сборе грибов и ягод должны быть дети. В лесу встречается растение «вороний глаз». У него 4 листика и одна синяя ягода на верхушке стебля, который напоминает «вороний глаз». Это растение ядовито.

    Маленький лесной кустарник, «волчье лыко», очень красивый. У него красные плоды. Они очень опасны. Никогда не берите их в рот! Очень ядовиты грибы: мухомор и бледная поганка.

    Соблюдайте правила:

    Никогда не собирайте грибы и ягоды одни, без взрослых!

    Берите те ягоды и грибы, которые точно знаете!

    5. Самоанализ проектной деятельности.

    Ребята, посмотрите, в результате общей деятельности получился целый альбом «Лес – наш друг».

    Кому понравилось участвовать в его разработке и испытании?

    Что особенно понравилось?

    А какие трудности испытывали?

    Ребята, а для чего мы так старались, какое значение имеет наш проект?

    /Хотели, чтобы лесодраки полюбили лес, изменили

    свой «чёрный» лес, побольше узнали о лесе./

    Давайте спросим у лесодрак, что они думают по этому поводу.

    /Наш лес будет спасён!/

    А что для этого необходимо сделать?

    /Для начала нужно мусор из леса убрать, деревья

    подлечить, речку почистить, муравейники

    поправить и никогда не нарушать лесных правил!/

    Хорошо, что вы поняли это.

    /А можно мы тоже будем лесодругами?/

    Да, конечно. Мы этому очень рады!

    6. Составление памятки.

    Лесодруги, давайте подготовим обращение ребятам из «чёрного леса» в виде памяток: «Как вести себя в лесу».

    Работают в группах. Все обсуждают – один пишет.

    /Работают./

    Посмотрим, что получилось.

    /Проверяем по 1 правилу./

    7. Итог.

    Учёные называют лес:

    «лёгкими» планеты,

    истребителем бактерий,

    кладовой влаги,

    необъятным богатством.

    А мы с вами называем лес добрым, ласковым и тёплым словом друг.

    Давайте «Наблюдать и восхищаться, изучать и беречь» лес.

    С каким настроением вы гуляли по нашему зелёному лесу? Покажите.

    /Наклеивают./

    Спасибо всем за активную работу. Молодцы!

    Рабочие материалы.

    План работы группы 1.

    1. С помощью карточек с изображением веточек и плодов различных деревьев сделайте выводы о разных видах леса.

    2.Оформите страницу альбома.

    3. Найдите среди иллюстраций еловый лес, березняк, сосновый бор, дубраву, соотнесите с текстом и прочитайте выразительно.

    План работы группы 2.

    1. С помощью карточек и собранной ранее информации сделайте выводы «Что где растёт, кто где живёт».

    2. Отобрав нужный наглядный материал, оформите страницу альбома.

    3. Подготовьтесь к рассказу.

    План работы группы 3.

    1. Составьте схему «Значение леса», собрав «рассыпавшиеся» фразы, и поясните её.

    2. Оформите страницу альбома.

    3. Соберите «рассыпавшееся» стихотворение С.Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» по плану: - как ответил бы:

    1) кораблестроитель;

    2) столяр;

    3) плотник;

    4)животные и человек.

    План работы группы 4.

    1. По рисункам определить вредное влияние человека на лес.

    2. С помощью условных знаков сформулируйте правила поведения в лесу.

    4. Подготовьте сообщение.

    План работы группы 5.

    1. Создайте 2 группы под названиями «Съедобные растения и грибы» и «Опасные растения и грибы», соотнесите рисунки и названия.

    2.Сделайте выводы о том, какие опасности подстерегают детей в лесу при сборе грибов и ягод.

    3. Оформите страницу альбома.

    4. Подумайте, какие правила нужно соблюдать детям при сборе грибов и ягод.

    5. Подготовьте сообщение.

    Критерии оценки проекта.

    Значимость и актуальность темы.

    Самостоятельность работы над проектом.

    Полнота и правильность раскрытия темы.

    Артистизм и выразительность выступления при защите.

    Ответы на вопросы во время защиты проекта.

    Качество выполнения продукта проектной деятельности.

    Памятка.

    Вопросы-помощники.

    Как называется ваш проект?

    Назови главный вопрос проекта.

    Почему важно ответить на этот вопрос?

    Зачем вы делаете этот проект?

    Что сделали, чтобы решить проблему?

    Что у вас получилось?

    Что вызвало затруднение?

    Что особенно понравилось в работе над проектом?

    Расскажи о своей роли в проекте.

    Чему научился?

    Памятка.

    Требования к защите проекта.

    1. Озвучить тему страницы альбома.

    2. Рассказать о проблеме, над которой работали, доказать актуальность.

    3. Полнота знания проблемы.

    4. Навыки устной речи.

    5. Оформление своей работы.

    6. Умение делать вывод по проблеме.

    7. Умение отвечать на вопросы по теме.

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ " Лес – наш друг"

    Девиз проекта.

    Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.

    Выше, выше деревце над землей расти.

    Пусть с любовью вырастит деревца росток.

    Паспорт проекта

    1. Тема: «Деревья - наши верные друзья »

    2. Тип проекта: проектно - исследовательский.

    3. Характер проекта: творческо - исследовательский.

    4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.

    5. По количеству участников: групповой

    6. По продолжительности: краткосрочный (22.10.12 -26.10.12).

    7. Предмет исследования: деревья на нашем участка.

    Актуальность:

    Экологическое образование дошкольников – формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

    Цель проекта:

    - Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой.

    Формировать у дошкольников представления о жизни деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.

    Задачи:

    Обучающие:

    Формировать у детей представление о деревьях;

    Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

    Развивающие:

    Развивать умственные операции сравнения и обобщения;

    Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

    Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

    Развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

    Развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

    Воспитательные:

    Воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;

    Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

    Ожидаемые результаты:

    Продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

    Формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

    Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

    У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

    Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.

    План действий:

    1.Постановка цели;

    2.Поиск формы реализации проекта;

    3.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

    4.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

    5.Определение направлений поисковой практической деятельности;

    6.Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с родителями и детьми;

    7 .Коллективная реализация проекта, его демонстрация.

    Этапы проекта:

    1. Подготовительный:

    Цель: формирование экологической грамотности ребенка.

    Задачи:

    1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).

    2) Охрана и укрепление здоровья детей.

    3) Воспитание любви к природе родного края.

    Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.

    2. Исследовательский:

    Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях.

    Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.

    Вопросы:

    1. Чем деревья отличаются от других растений?

    2. Какие деревья вы знаете?

    3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?

    4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?

    5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?

    6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?

    7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?

    8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

    9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

    3. Заключительный:

    Экологическое развлечение «День рождения леса».

    Паспорт деревьев

    Береза

    Берёза на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Берёза отличается своим стройным ростом. . Высота деревьев достигает 20 – 25 м и более, живет береза до 100 – 120 лет.

    Растение с цветами – серёжками, которые появляются до образования листьев. Цветёт в апреле – мае.

    Корневая система берёз мощная. Берёза растёт медленно только в первые годы, потом, наоборот, начинает расти быстро,

    Кора у берёз белая, желтоватая.

    Листья берёзы по краю зубчатые, с широким клиновидным основанием гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие.

    Почки покрытые часто клейкими чешуйками

    Для многого пригодна берёза: отличная древесина, хоть дом срубить, хоть мебель изготовить. Дрова очень жаркие, другие – берёзовым не чета.

    И русская банька немыслима без берёзового веника. А сколько народных промыслов применяют бересту и древесину.

    Береза лечит людей от многих заболеваний. Весной, во время сокодвижения, можно заготавливать березовый сок: он имеет целебные свойства.

    Из её древесины получают медицинский активированный уголь.

    Медицина издревле использует почки берёзы, листья и сок.

    Рябина

    Рябина - это листопадное дерево высотой от 4 до 8 м.

    Растет на открытых и затененных местах, на разных почвах, не выносит только сильно заболоченных. Хорошо отзывается на удобрения и грамотную обработку почвы, легко переносит неблагоприятные годы. Она произрастает повсеместно в пределах нашей страны.

    Корневая система у нее разветвленная и размещается в верхних слоях почвы, поэтому ее можно выращивать на почвах с близким стоянием грунтовых вод, где многие плодовые культуры расти не могут.

    Переносит морозы до минус 50°С. Цветет поздно.

    Кора у неё серая. Листья сложные, длиной до 21 см, состоящие из 9 небольших листочков. Белые мелкие цветки собраны в зонтикообразное соцветие.

    Плоды рябины - оранжево- красные ягоды горьковатого вкуса.

    Рябина - ценное плодовое, лекарственное и декоративное растение.

    В ее плодах много биологически активных веществ: витамина С, железа много глюкозы, фруктозы, обнаружен йод. Богата она и фитонцидами.

    Из плодов рябины можно готовить соки, варенье, компоты, повидло. Протертые плоды некоторых сортов используются как приправа.

    Лекарственное значение

    Сушеные плоды рябины применяют в виде сборов, жидких экстрактов из свежих ягод.

    Плоды рябины используют также при атеросклерозе, гипертонической и почечнокаменной болезнях, применяют как мочегонное и кровоостанавливающее средство, а также при диабете, заболеваниях печени и почек.
    Особенно ценны плоды рябины как богатое поливитаминное средство.

    В любое время года рябина является украшением улиц, садов и парков


    Стихи о деревьях

    Печальная берёза..." А.А. Фет


    Печальная береза
    У моего окна,
    И прихотью мороза
    Разубрана она.

    Как гроздья винограда,
    Ветвей концы висят, -
    И радостен для взгляда
    Весь траурный наряд.

    Люблю игру денницы
    Я замечать на ней,
    И жаль мне, если птицы
    Стряхнут красу ветвей.



    Л. Каваляка

    За окном берёзки
    В праздничном наряде,
    Ветерок колышет
    Солнечные пряди.
    Опадут листочки,
    Лягут покрывалом

    И укроют землю
    Лёгким одеялом.
    А весна настанет -
    Вновь висят серёжки,
    Ветви украшают,
    Как и платье брошки



    Липка

    Я густой, кудрявой
    Вырасту на славу, -
    Примечай меня!
    Я медовым цветом
    Расцветаю летом, -
    Береги меня!
    А в денек горячий
    В тень от солнца спрячу, -
    Поливай меня!
    Ливень льет порою, Я от ливня скрою, -
    Не ломай меня!
    Хорошо обоим
    Нам расти с тобою, -
    Полюби меня!
    В свет широкий выйдешь,
    Всю страну увидишь, -
    Не забудь меня!

    П. Воронько


    Кладовая народной мудрости


    Украшает их народ

    Каждый раз под Новый год.

    Вместо листиков - иголки.

    Назови деревья! (Елки)

    ***

    Желто-красная одежка,

    Каждый листик, как ладошка.

    Осенью всех ярче он.

    Догадались? Это... (клен)


    *** ***



    *** ***


    Тонет куст в цветах махровых,

    Словно в облачках лиловых.

    В яркий теплый майский день

    Глаз наш радует... (сирень)

    Белый низ, зеленый верх -

    В летней роще краше всех!

    На стволах полоски.

    Хороши... (березки)


    Пословицы, поговорки о деревьях

    Пословицы, поговорки о липе

    v А орехи-то, оказывается, на липе растут.


    Пословицы и поговорки про дуб:

    v Не срубишь дуба, не отдув губы.

    v В лесу дуб - рубль, а в столице - за рубль спица.

    v Дуба плоды только свиньям годны.

    v Дуб стар, да корень свеж.

    v Велик дуб, а от малого топора падает.

    v Буря дуб свалит, а тростник устоит. Дуб свой рост не спеша набирает.

    v Если стадо разом заревёт у дуба - дуб свалится.

    Пословицы и поговорки о сосне

    v Сосна кормит, а липа обувает.

    v Всяка сосна лишь своему бору шумит.

    v Нам что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка – то избенка.

    v От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.


    Мини- музей

    Паспорт экспонатов мини- музея

    " Чудесные превращения дерева"

    Название экспоната: Матрешка- деревянная кукла.

    Краткая информация

    Матрёшка (от уменьшительного имени «Матрёна ») - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы , внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более, имеет овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей - верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке . В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, тема России в образе девушки, а также семьи

    Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов (по названию города матрёшка называется семёновской). Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. У матрёшек из города Семенова – многоцветная роспись и обильный изощренный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами, ягодками, завитками на светлом фоне.

    Матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины липу , ольху или берёзу . Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору. . Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.

    Как использовать в работе с детьми: матрешка используется как наглядный материал для развития декоративного творчества детей, для моделирования и игровой деятельности Составление творческих рассказов детей.

    Дополнительная литература : И. Черницкая «Матрешки». загадки про матрешку, чтение пословиц: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнем не дружит», «Враг природы тот, кто леса не бережет».

    Название экспоната: Чудо- Ложки.

    Краткая информация

    Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.

    Ложкарной столицей» России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

    Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется талант. Для изготовления ложки используют липу, осину , Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п.

    Ложку часто украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали.

    Как использовать в работе с детьми : наглядный материал для развития декоративного творчества дошкольников, используется для развития музыкальных способностей