Современные военно-морские силы китая. Корабли вмф китая Военно морские силы народно освободительной армии китая

Традиции флота Поднебесной уходят корнями в глубокую старину, им уже много веков и даже тысячелетий. Но в современном мире былые успехи мало кого интересуют, разве что историков. Сегодня в клуб стран, имеющих самые мощные военно-морские силы, входит Китай. ВМФ этой страны находится, по разным оценкам, на третьем (в некоторых аспектах - на втором) месте в мире. По общему тоннажу он уступает только американскому флоту, но по боевым возможностям отстает от российского. Уверенное первенство он держит по численности личного состава. Это характерно для всех называющихся Народно-освободительной армией Китая.

Китайский флот в первой половине XX века

Потерпев поражение от Японии в 1895 году, страна погрузилась в долгий междоусобный хаос. Страна испытывала период технической и социальной отсталости, она переживала волнения, восстания, и потому роль ведущей морской державы в регионе играть не могла. Бюджет был скудным, в техническом отношении оснащались слабо. В 1909 году была предпринята попытка модернизации: вместо четырех флотов (Северного, Кантонского, Шанхайского и Фучжоуского) их стало три - Северный, Центральный и Южный. В составе каждого из них оказался один линкор и несколько (до семи) крейсеров, которые скорее соответствовали стандартам Реформировалась, хотя и медленно, система управления и инфраструктура. Затем правительство продекларировало намерение усилить ВМФ и спустить на воду десятки современных кораблей, но затея провалилась, опять же, по бюджетным причинам. Удалось построить только по три крейсера и эсминца. После этого флот пополнялся лишь один раз, когда в его состав вошли реквизированные в ходе Первой мировой войны австро-венгерские и германские корабли, случайно посетившие Китай. ВМФ этой страны практически не модернизировался с того времени до окончания Второй мировой.

Становление флота КНР

В том, чтобы у Китая был мощный и современный флот, не была в послевоенном мире заинтересована ни одна страна, кроме Советского Союза, считавшего новообразованную КНР своим региональным союзником в Азии. Первыми его единицами стали доставшиеся от ВМС республики Гоминьдана устаревшие корабли, в том числе потопленная японцами, поднятая и отремонтированная канонерская лодка «Хэ Вей». ВМФ Китай строил заново, и без внешней помощи ему было не обойтись. И советские товарищи ее оказали. Тысячи военных советников, высококвалифицированных и имеющих боевой опыт, сделали все, чтобы вырастить грамотные кадры. Уже осенью 1949 года было основано Далянское училище офицеров флота. Помимо этого была развернута программа боевого судостроения, сначала на основе проектов, разработанных в СССР. После передачи китайской стороне Порт-Артура в распоряжении НОАК оказалось огромное количество военной техники, в том числе и кораблей. К исходу Корейской войны американцы вынуждены были признать, что в регионе появился новый лидер - Китай. ВМФ этой коммунистической страны пока по боевой мощи сильно уступал флоту США, базирующемуся на Гавайях, но в прибрежной зоне представлял определенную опасность.

Схема организации

Структура флота, принятая еще в 1909 году, советскими специалистами была признана оптимальной. Он был условно разделен на три части: Северную, Южную и Восточную с главными портами базирования в Циндао, Чжаньтяне и Нинбо соответственно. В указанных городах размещены управленческие структуры и штабы. Помимо этого командование флота стало отдельным (по признаку родов войск), хотя и подчинялось общему руководству НОАК. Оно было структурировано по надводному, подводному, прибрежному и авиационному направлениям. Корабли ВМФ Китая в основном были советской постройки, поэтому знание русского языка для морского офицера стало обязательным. Подражание советским военным порядкам находило выражение и во внешнем виде.

Форма и погоны

Советские военные мундиры послевоенной поры, особенно морские, отличались некоторым щегольством, которое можно даже назвать старорежимным. Золотые погоны, черные кителя и погоны с просветами вызывали ностальгию по дореволюционным временам и будили гордость за славных предков. Офицерские знаки различия ВМФ Китая унаследовали этот позднесталинский шик. На погонах, как и на советских, есть просветы, у старших офицеров их два, а у младших один. Расположение звездочек и их величина соответствует принятым в ВМФ СССР званиям от младшего лейтенанта до адмирала. Некоторая национальная специфика сохранена для младших чинов. Воинские звания ВМФ Китая отличаются от советских и российских по причине особенностей транскрипции, но общая структура субординации сохранена.

Матросы

Форма флотского рядового состава ВМФ КНР практически полностью повторяет российскую. Та же тельняшка, только с более широкой верхней полоской. Бескозырки тоже очень похожи, несмотря на иероглифические надписи. Неизвестно, каким образом застегиваются брюки: у русских матросов с петровских времен пуговицы традиционно пришиты по бокам, там, где на обычных штанах карманы. Скорее всего, китайским морякам такие тонкости неведомы, как и значение трех полосок на воротнике-гюйсе. А они - в честь трех побед Флота Российского (Гангут, Чесма, Синоп).

Китайские военные моряки очень опрятны, форма сидит на них хорошо, обувь начищена, медь пряжек надраена. Все как у наших. Знаки различия несколько отличаются формой шевронов.

Деятельность министра товарища Линь Бэна

Китайским военным морякам в основном удалось избежать разрушительных процессов, в ходе «Культурной революции» захлестнувших весь Китай. ВМФ участвовал в подавлении Уханьского бунта 1967 года, но на этом его роль в маоистских преступлениях ограничилась. «Большой скачок» не удался, и сразу же после его неудачного финала стараниями министра обороны Линь Бэна началась модернизация технической базы. Примерно пятая часть всего военного бюджета расходовалась на флот. В течение седьмого десятилетия XX века число субмарин выросло до сотни (в 1969 году их было всего 35), вдесятеро увеличилось количество ракетоносцев (их стало двести). Началась разработка стратегических ядерных подлодок.

Это был важный шаг в развитии китайской военно-морской мощи, но шло оно пока по экстенсивному пути.

Восьмидесятые

Командующий ВМФ Китая Лю Хуацин, занимавший свой пост с 1980 года, был близким другом товарища Он сумел убедить фактического главу государства в том, что общее направление военно-морской стратегии следует несколько изменить в пользу качества модернизации ВМФ Китая. Состав многочисленных боевых кораблей внешне выглядел очень внушительно, но в техническом отношении они вряд ли могли соперничать с американскими или советскими современными эсминцами и ракетными крейсерами. Образовательный уровень морских командиров следовало повысить. Направленность доктрины нужно было своевременно повернуть от пассивно-прибрежной деятельности в пользу операций на открытых океанских просторах. Для этого необходимы ракеты, запускаемые с кораблей, такие, какие есть у флотов СССР и США. В 1982 году был осуществлен первый запуск МБР с борта китайского ракетоносца. В 1984-1985 годах корабли флота КНР посетили с дружескими визитами три соседние страны. Успехи скромные, но прогресс был налицо.

В последнее десятилетие третьего тысячелетия в мире произошли процессы, изменившие общую расстановку сил. Если во времена Мао Китай проявлял экспансивные устремления в отношении СССР, то после его распада накал притязаний практически сошел на нет. Среди многих причин снижения напряженности на восточных границах России главной является небывалый экономический рост в КНР, ставшей «всемирной мастерской». Перенасыщение химическими предприятиями, грозящими стать техногенными бомбами для густонаселенных городов, постоянно растущий объем производства и другие факторы привели к изменению страны.

Об обороне китайское руководство продолжало заботиться, но упор делался уже на высокотехнологичные средства, способные защитить страну, ее экономику и население от внешних угроз. К тому же оставалось насущной проблема Тайваня и других спорных территорий.

Недостроенный «Варяг» - невостребованный более никем, был недорого приобретен для нужд китайского флота. Сегодня он стал первым и пока единственным авианосцем ВМФ КНР.

Современный состав флота

В настоящий момент ВМФ Китая представлены следующими единицами:

Авианосцы - 1 («Ляонин», бывший «Варяг», самый крупный китайский корабль - его водоизмещение составляет примерно 60 тыс. тонн).

Подводные ракетоносцы - 1 («Ся», проект 092), в достройке или завершены еще несколько (не менее четырех) проектов «Цзинь» (094) и «Тэнг» (096).

Многоцелевые атомные лодки - 6 шт. (проектов «Кинь», «Хань» и «Шань»).

Дизельные ПЛ - 68 шт.

Противолодочные корабли - 116 шт.

Ракетные эсминцы -26 шт.

Ракетные фрегаты - 49 шт.

Ракетные катера - 85 шт.

Торпедные катера - 9 шт.

Артиллерийские катера - 117 шт.

Танкодесантные корабли - 68 шт.

Катера на воздушной подушке - 10 шт.

Радиоуправляемые рейдовые тральщики - 4 шт.

Большие десантные корабли на воздушной подушке «Бизон» - 2 шт. (предположительно их может быть и 4).

Плюс более тысячи летательных аппаратов разных типов, составляющих военно-морскую авиацию.

Общее водоизмещение кораблей КНР превышает 896 тыс. тонн. Для сравнения:

927 тыс. тонн.

Американские ВМС - 3, 378 млн. тонн.

Личный состав

Правительства США и Японии главным образом выражают озабоченность ростом могущества ВМФ Китая. Фото кораблей, выстроившихся в кильватерную колонну, с пугающими комментариями время от времени печатаются в журналах и публикуются новостными сайтами. Но не эти образцы, в своем большинстве устаревшие и уступающие американским, служат главным жупелом. Большое впечатление производит цифра, обозначающая количество китайских моряков и военнослужащих, находящихся на береговых базах. По разным данным, она примерно равна 350 тысячам человек.

Среди них:

Морских пехотинцев - 56,5 тыс.

В составе Прибрежных Сил - 38 тыс.

В Морской Авиации еще 34 тыс. военнослужащих.

Это, конечно, много. Американских моряков куда меньше - их всего 332 тысячи.

Русский и китаец - братья навек?

Современный мир устроен так, что государства, отстаивая свои интересы, вынуждены объединяться и «дружить против» кого-то, кто тоже, как правило, не одинок. Общность позиций по поводу многих мировых проблем способствует военно-политическому сотрудничеству РФ и КНР. Совместные учения ВМФ России и Китая в последний год проходили в двух отдаленных друг от друга морях - в Средиземном и Японском. Эта демонстрация готовности к взаимопомощи и согласованным действиям отнюдь не означает, что в случае военного конфликта одна страна непременно поддержит другую путем прямого вмешательства. Если Китай захочет вернуть себе остров Тайвань или отторгнуть часть территории Вьетнама (а это тоже стратегический союзник России в Юго-Восточно-Азиатском регионе), то вряд ли дождется не только помощи, но и сочувствия от «Северного соседа». Другое дело - совместные операции на море против пиратов и террористов. Впрочем, КНР - страна миролюбивая, как и Россия.

В гости? Добро пожаловать!

После средиземноморских военно-морских маневров моряки КНР посетили с дружественным визитом российскую землю. Корабли ВМФ Китая в Новороссийске отсалютовали двадцать одним орудийным залпом, береговые батареи Цемесской бухты ответили тем же.

Моряки обоих флотов приняли участие в праздничных мероприятиях, посвященных 70-летней годовщине победы над германским фашизмом.

Местом встречи заместителей командующих ВМФ России (А. Федотенкова) и Китая (Ду Цзинчэня) стал 34-й причал городской набережной. Церемония, несмотря на официальность, отличалась сердечностью. По всей видимости, маневры «Морское взаимодействие - 2015» прошли успешно. Наверное, это не последние совместные учения ВМФ России и Китая.

ТАСС подготовил информацию об истории ВМС НОАК, организационной структуре и вооружении этого вида вооруженных сил.

Как проходило становление флота

До завершающего периода гражданской войны в Китае (1927-1950 гг., с формальным перерывом в 1936-1945 гг.) НОАК не имела флота: война между Коммунистической партией Китая (КПК) и партией Гоминьдан шла за контроль над континентальной частью страны.

Датой основания ВМС НОАК считается 23 апреля 1949 г., в этот день на сторону КПК перешли несколько кораблей ВМС Китайской Республики (правительства партии Гоминьдан).

Как отдельный вид вооруженных сил ВМС были учреждены в сентябре 1950 г., когда было создано отдельное командование при Генеральном штабе НОАК.
Отсутствие мощного флота в 1950 г. не позволило НОАК взять под свой контроль о. Тайвань, куда эвакуировались гоминьдановское правительство. КНР ограничилась взятием о. Хайнань, куда армейские части десантировались на джонках.

В ноябре 1949 г. в Даляне была создана Военно-морская академия (с преподавателями из СССР).

По оценкам историков, в 1954 г. в Китае было около 2,5 тыс. советских военных специалистов, оказывавших КНР содействие в строительстве современного флота.

Первым боевым применением ВМС КНР было участие нескольких кораблей в подавлении беспорядков в Ухани во время «культурной революции» в 1967 г. Впоследствии китайский флот одерживал победы в столкновениях с вьетнамским кораблями в районе спорных островов в Южно-Китайском море (в 1974 г. у Парасельских и в 1988 г. у островов Спратли).

К 1970-м гг. КНР уже располагала современным флотом. В 1974 г. Китай ввел в строй свою первую атомную подводную лодку (АПЛ, проект 091 «Хань»), в 1982 г. впервые успешно запустил баллистическую ракету с подводной лодки.

В 2002 г. эскадра ВМС КНР совершила первое в истории военного флота Китая кругосветное плавание.

В настоящее время военная стратегия КНР выделяет море как одну из четырех ключевых сфер, в которых Китаю необходимо повышать потенциал своих вооруженных сил (наряду с космосом, киберпространством и ядерной сферой).

В 2012 г. был провозглашен курс на становление Китая в качестве сильной морской державы. В «Белой книге» правительства КНР 2015 г. подчеркивается отказ от традиционных представлений о приоритетной важности сухопутных пространств, обозначается переход от защиты исключительно прибрежных территорий к комплексному обеспечению безопасности как в прибрежных районах, так и в открытом море.

Из чего состоит флот

Командующий ВМС НОАК — адмирал У Шэнли, член Центрального военного совета (высший государственный орган, осуществляющий руководство вооруженными силами Китая).

Организационно ВМС НОАК делятся на три флота:

Северный (СФ, зона действия — Желтое море и Бохайский залив),

Восточный (ВФ, Восточно-Китайское море, включая Тайваньский пролив),

Южный (ЮФ, Южно-Китайское море).

Штабы флотов располагаются, соответственно, в городах Циндао, Нинбо и Чжаньцзян. В начале 2016 г. три флота были включены в состав одноименных командований, которые были созданы в ходе военной реформы вместо прежних округов.

В состав ВМС НОАК входят:

подводные силы,

надводные силы,

военно-морская авиация,

силы береговой обороны,

морская пехота.

Численность личного состава — около 235 тыс. человек.
В целом, ВМС НОАК занимают первое место в мире по количеству дизельных подводных лодок, фрегатов, ракетных и сторожевых катеров, десантных кораблей (но уступают ВМС США по общему тоннажу и вместимости десантных кораблей).

По количеству атомных подлодок и эсминцев китайский флот является третьим в мире (по ПЛАРБ и АПЛ — после ВМС США и ВМФ РФ, по эсминцам — после ВМС США и Японии).

Подводный флот

КНР активно наращивает свой подводный флот, который по численности приближается к американскому (75 подлодок; в ВМФ России — 70).

По оценке составителей справочника The Military Balance («Военный баланс», издается Международным институтом стратегических исследований, IISS), на вооружении ВМС НОАК стоит лишь 61 подводная лодка, однако министерство обороны США считает, что в настоящее время Китай располагают по меньшей мере 70 субмаринами, в том числе 16 атомными.

Морской компонентой сил ядерного сдерживания КНР являются четыре атомных подводных ракетоносца проекта 094 «Цзинь» (введены в строй в 2006-2015 гг.), каждый с 12 баллистическими ракетами JL-2 и с противокорабельными ракетами.

Достраиваются две атомные субмарины проекта 094В, каждая из которых будет нести по 16 ракет JL-2.

На смену устаревшим атомным подводным лодкам проекта 091 «Хань» (3 единицы в составе СФ) построены новые — проекта 093 «Шан» (предположительно, 6 единиц). Ведется строительство новых атомных субмарин проекта 095.

Наиболее современными из китайских дизельных подводных лодок являются 15 субмарин проекта 041А «Юань».

Начато строительство еще более современных подводных кораблей проекта 043.

Также на вооружении стоят 12 дизель-электрических подлодок российской постройки — проектов 877, 636 и 636ЭМ («Варшавянка»). Кроме того, на вооружении стоят 13 субмарин проекта 039 «Сун» китайского производства.

Более старыми, но еще боеспособными являются подлодки проекта 035 «Мин», их количество оценивается в 15 единиц.

Авианосцы

Единственный на данный момент китайский авианосец «Ляонин» (в составе флота с 2012 г.) — это бывший советский авианесущий крейсер «Варяг» проекта 11436, приобретенный в 1998 г. на Украине в недостроенном состоянии.

На корабле может быть размещено до 24 истребителей «Шэньян» J-15 (скопированы с купленного на Украине Су-27К) и до 17 вертолетов (российские Ка-31 радиолокационного дозора, противолодочные Ка-28 и китайские транспортные Z-8).

В настоящее время в КНР идет строительство нового авианосца. Заявлено, что по своим тактико-техническим характеристикам он будет превосходить «Ляонин».

Эсминцы

ВМС НОАК эксплуатируют 21 эскадренный миноносец:

четыре корабля российских проектов 956Э (2 единицы) и 956ЭМ (2 единицы), поставленные в КНР в конце 1990-х — начале 2000-х гг.;

три корабля проектов 051С и 051B, построенных в тот же период;

десять кораблей проектов 052, 052В, 052С;

в 2014 г. в состав китайского флота принят первый эсминец проекта 052D «Куньмин» (4 единицы приняты на вооружение, строятся еще 8 единиц).

Фрегаты

Наиболее многочисленным классом надводных кораблей ВМС НОАК (56 единиц) являются фрегаты.

Самые старые — 6 кораблей проекта 051 типа «Люйда» (модификации советских проектов 1950-х гг., строились с начала 1970-х по начало 1990-х гг.).
26 кораблей проекта 053Н разных модификаций (созданы на основе советского сторожевого корабля проекта 50 «Горностай»). Эти фрегаты (кроме наиболее современной модификации 053Н3) постепенно выводятся из состава ВМС, часть из них продается другим странам или передается береговой охране.

С середины 2000-х гг. на замену фрегатам проекта 053Н были построены два фрегата проекта 054 и 22 фрегата проекта 054А, запланирован ввод в строй еще трех фрегатов последнего типа. Установки вертикального пуска зенитных управляемых ракет на фрегатах проекта 054А созданы на основе российского ЗРК «Штиль».

Корветы, катера и тральщики

В 2012 г. в КНР было начато строительство корветов проекта 056. В настоящее время уже введено в строй 23 корабля этого типа, из которых четыре — противолодочные 056А. Планируется, что общее количество таких кораблей составит не менее 50 единиц.

ВМС НОАК занимают первое место в мире по количеству боевых катеров (более 200). Имеется порядка 100 ракетных катеров (проекты 022, 037-II, 037-IG) и примерно столько же сторожевых катеров (проекты 037-I, 037, 062-I).

Минно-тральные силы представлены единственным минным заградителем проекта 918 «Волэй» и 48 единицами тральщиков проектов 081, 082 и 082А.

Десантные корабли

Десантные силы ВМС НОАК включают:

четыре универсальных десантных корабля-вертолетоносца проекта 071 типа «Циньчэньшань»;

30 больших десантных кораблей проекта 072 четырех модификаций;

13 средних десантных кораблей проекта 073;

около 60 малых десантных кораблей (проекты 074А, 074, 079-II);

четыре десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», построенных на Украине.

Морская авиация

Организационно состоит из шести авиадивизий, по две в каждом из флотов.

По данным The Military Balance, на вооружении морской авиации ВМС стоят 346 самолетов (вторая в мире по этому показателю после американской). Среди них — 30 бомбардировщиков «Сиань» Н-6G (собственная модификация советского Ту-16) и 120 истребителей «Сиань» JH-7 и JH-7А.

Истребители представлены 24 бортами Су-30МК2 российского производства и копиями Су-27СК — 72 бортами «Шэньян» J-11В и J-11BS.

На вооружении также состоит не менее 20 палубных истребителей «Шэньян» J-15. Кроме того, морская авиация располагает 22 многоцелевыми истребителями «Чэнду» J-10 и 24 единицами «Шэньян» J-8. Производство J-11 и J-10 продолжается, их количество будет увеличиваться.

Противолодочная авиация представлена тремя самолетами-амфибиями собственного производства SH-5 и 44 вертолетами (19 российских Ка-28, 25 китайских «Харбин» Z-9C, созданных на основе французского AS365).

Имеются три самолета-заправщика H-6DU (проект на базе бомбардировщика Н-6).

На вооружении ВМС НОАК состоит 32 многоцелевых самолета Y-8. Из них 8 бортов используются в варианте самолетов радиоэлектронной разведки, 4 борта — как самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Y-8J, остальные — в качестве транспортных.
Также имеется 10 транспортных самолетов Y-7 и более 100 учебных самолетов.

В состав морской авиации НОАК также входят:

44 многоцелевых вертолета (19 российских Ка-28 и 25 китайских «Харбин» Z-9C);
9 вертолетов ДРЛО Ка-31;

43 транспортных вертолета (8 российских Ми-8, 20 китайских Z-8, созданных на базе французского SA-321; 15 собственно SA-321).

Морская пехота

Включает две бригады в составе ЮФ. Кроме подготовки к проведению морских десантных операций, китайские морские пехотинцы несут гарнизонную службу на спорных с Вьетнамом Парасельских островах в Южно-Китайском море.

На вооружении бригад морской пехоты состоят 73 легких танка ZTD-05 и 152 БМП ZBD-05.

Самоходная артиллерия насчитывает более 20 САУ «Тип-07» калибра 120 мм и более 20 устаревших САУ «Тип-89». Также на вооружении морской пехоты
НОАК состоят реактивные системы залпового огня «Тип-63», противотанковые ракетные комплексы HJ-73 и HJ-8, переносные зенитные ракетные комплексы
HN-5 и минометы калибра 82 мм.

ВМС Китайской Народной Республики начали свое активное развитие после окончания гражданской войны. Первые боевые корабли были закуплены у Советского Союза. Так, в 1953 году было подписано Соглашение о технической помощи, согласно которому СССР должны были поставить в Китай 137 кораблей: 42 готовых судна и 95 в недостроенном состоянии. В начале 21 века флот впервые совершил кругосветное плаванье, которое прошло через 3 океана: Тихий, Индийский и Атлантический. В 2015 году были проведены серьезные учения, в которых использовался небезызвестный тяжелый авианосец «Ляонин». Эти маневры пришлись не по нраву США, что чуть не вызвало серьезный военный конфликт.

Структура и дислокация ВМС Китая

Структурно выделяют 3 основные базы:

  1. Северный флот – самая молодая база их трех имеющихся, зона ответственности распространяется на Желтое море.
  2. Восточный флот – самая первая ВМ база из ныне существующих, зона ответственности распространяется на Восточно-Китайское море.
  3. Южный флот – эта база была создана для сдерживания армии Гоминьдана – части китайского народа, вынужденной сбежать в Тайвань после поражения в Гражданской войне.

Корабли и вооружение распределены по всем 3 флотам, и только морская пехота и десантные судна базируются на Южном флоте.

Авианосцы

Авианесущий крейсер «Ляонин» (предыдущее название «Варяг») был куплен у Украины в 2012 году за 25 млн долларов в качестве плавающего центра развлечений. Однако по прибытии в Китай было решено достроить корабль и включить его в строй ВМФ. Судно имеет следующее вооружение:

  • Истребители J-15 (прототип Су-33);
  • Вертолеты Z-18J, Z-18F, Z-9C;
  • Противовоздушные ракеты FL-3000N.

В апреле 2017 был спущен на воду ударный авианосец, строящийся в Китае. Ожидается, что он будет принят в эксплуатацию к 2020 году.

Подлодки

Подводные корабли представлены следующими типами:

  • АПЛ типа 091 «Хань», построенные в период 1967-1991гг. Из 5 построенных кораблей, на данный момент осталось 3, которые также планируются к списанию.
  • Стратегические атомные подводные лодки типов 092 «Ся» (1981 год выпуска) и 094 «Цзинь» (выпускаются с 2007 года) – 5 кораблей, по неподтвержденным данным содержат в себе твердотопливные баллистические ракеты Цзюйлан-2 и торпеды размером 533мм.
  • Многоцелевые атомные подлодки тип 093 «Шань» – 4 судна в строю и 3 в процессе строительства. Несут в себе самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, противокорабельные крылатые ракеты YJ-8-II, а также ракеты, предназначенные для наземных целей.
  • Дизель-электрические субмарины тип 039 (некоторые обозреватели ошибочно называют их новым типом 041) «Юань» – из запланированных к постройке 15 кораблям на данный момент в строю находится 12 судов. На борту находятся противокорабельные ракеты «Орел»YJ-83, а также 533-мм торпедные аппараты.
  • Советские дизель-электрические подлодки типов 636 «Варшавянка», 877 «Палтус» и 633 «Ромео» – в строю 28 кораблей, на вооружении предположительно: крылатые и противокорабельные ракеты, минно-торпедное вооружение.

Эсминцы

Эсминцы в настоящее время представлены тремя типами:

  • 051 – 9 кораблей, из них 6 были построены в середине 20 века и готовятся к списанию. На вооружении находятся противокорабельные ракеты «Орел», имеется посадочная площадка для вертолетов.
  • 052 – 16 кораблей, на борту находятся противокорабельные и противовоздушные ракеты, вертолет Z-9.
  • «Сарыч» – 4 советских судна, на борту противокорабельные ракеты КТ-190, противолодочные ракеты RBU-1000, вертолет Z-9.

Линкоры

В 50-х годах прошлого века Китай планировал построить суперлинкор, водоизмещение которого должно было составлять 144 тысяч тонн. Однако ввиду развития ракетного вооружения, такое судно было слишком уязвимым, поэтому строительство так и не было начато.

Фрегаты

Фрегаты для ВМС Китая играют значительную роль, поэтому их количество на данный момент превышает численность всех остальных кораблей, а именно 68 судов типов 053 и 054. Они включают в себя противокорабельные ракеты «Орел», ракеты вертикального пуска H/AKJ-16, торпеды и вертолет Z-9.

Катера

Ракетные катера в количестве более 100 судов кроме основных функций выполняют эскортные задачи, имеют противокорабельные ракетные установки и пушки. Впервые тип 022 был введен в строй в 2004 году, он вызвал шок со стороны американских экспертов. Недорогой в производстве, он обладает невероятной маневренностью и имеет неплохое вооружение.

Китай может в ближайшем будущем построить первый авианосец, однако в этом случае корабль будет использоваться исключительно для защиты побережья страны, заявил в интервью британскому изданию The Financial Times высокопоставленный представитель министерства обороны КНР.
Генерал-майор Цянь Лихуа, возглавляющий отдел международных отношений, отказался прямо отвечать на вопрос о том, принято ли решение о строительстве, однако четко дал понять, что Пекин считает это своим правом. "Флот любой великой державы... мечтает иметь один авианосец или более, - отметил он. - Вопрос не в том, будет ли у вас авианосец, а в том, что вы будете с ним делать".
В последнее время ходят активные слухи о том, что Народно-освободительная армия намерена обзавестись авианосцем. Ранее Пентагон констатировал, что Китай активно осваивает необходимые для этого технологии, и уже к концу десятилетия может заложить первый подобный корабль. По данным авторитетного издания Jane"s Defence Weekly, Китай в настоящее время готовит 50 пилотов для службы на авианосце.
"Устремления ВМС великих держав, на вооружении у которых находятся более 10 авианосных ударных групп, преследующих стратегические военные цели, отличаются от намерений стран, у которых есть только один или два авианосца, предназначенные для береговой защиты", - добавил Цянь Лихуа. Он не стал прямо упоминать США, но стоит отметить, что только у этой страны есть 11 авианосцев. У прочих государств не более трех единиц подобной техники.
"Даже если у нас когда-нибудь и появится авианосец, то, в отличие от других стран, мы не станем использовать его в целях глобального развертывания и глобального радиуса действия", - заверил генерал. Вряд ли, однако, эти слова успокоят тех, кто опасается усиления военно-морского флота Китая, отмечает FT.
В случае конфликта с Тайванем, чью независимость китайские власти не признают, авианосец способен значительно усилить позиции КНР. Пекин неоднократно угрожал острову военными действиями в случае, если тот попытается формально закрепить свой суверенитет. Тайваньский сепаратизм, по словам генерала Цянь Лихуа, в настоящий момент является "крупнейшей угрозой" Китаю.
В прошлом году американский адмирал Тимоти Китинг постарался успокоить общественность, заявив, что строительство Китаем авианосца не должно привести к ненужной напряженности. США, по его словам, даже готовы будут оказать Китаю необходимую помощь.
...
Китай на данный момент владеет недостроенным тяжелым авианесущим крейсером "Варяг" (до 1990 года - "Рига"), выкупленным у Украины. Корабль, получивший новое имя "Ши Лан", находится на инспекции и ремонте в сухом доке военно-морской базы в городе Далянь .
Планы Народно-освободительной армии Китая в отношении авианосца остаются неопределенными. Аналитики обсуждают ряд возможностей: ввод в строй или использование как базы для тренировок. По заявлениям некоторых китайских чиновников, авианосец может быть введен в боевой состав ВМС Китая уже в 2010 году.
http://www.newsru.ru/world/17nov2008/avianos.html

P.S. Про 50 пилотов и планы уже была информация - но про сухой док я не видел?!

Современные Военно-морские силы Китая – самостоятельный вид вооруженных сил государства, входящий в состав Народно-освободительной армии Китая, возглавляемый Главнокомандующим, одновременно являющимся заместителем Министра обороны – Главнокомандующего НОАК. Главный штаб ВМС находится в Пекине.

Таблица 1

Боевой корабельный состав ВМС НОАК, 2006 г.

Тип ПЛ и БНК ед.
Подводные лодки: 87
- ПЛАРБ пр. 092 «Ся» 1
- АПЛ пр. 091 «Хань» 4
- ДЭПЛ пр. 039G «Сун»
(c ПКРК «YJ-8»)
12
- ДЭПЛ пр. 636ЭМ (c ПКРК «Club») 8
- ДЭПЛ пр.041 «Юань» 2
- ДЭПЛ пр. 039 «Сун» 1
- ДЭПЛ пр. 877ЭКМ и пр. 636 4
- ДЭПЛ пр. 035 «Мин» 24
- ДЭПЛ пр. 033 «Ромео» 31
Эскадренные миноносцы УРО: 29
- типа «Шеньян», пр. 051С 2
- типа «Ланьчжоу», пр. 052С 2
- типа «Современный»:
пр. 956Э и пр. 956ЭМ
4
- типа «Люйху», пр. 052 2
- типа «Люхай», пр.051В 1
- типа «Люйда», пр.051 16
Фрегаты УРО: 49
- типа «Цзянкай» пр. 054 2
- типа «Цзянвей-2», пр. 053H3 10
-типа «Цзянвей», пр. 053H2G 4
- типа «Цзянху-4», пр. 053НТ(Н) 1
- типа «Цзянху-3», пр. 053НТ 3
- типа «Цзянху-1/2/5», пр.053Н1/2/5 29
Ракетные катера: 89
- проект 022 4
- типа «Хоуцзянь», пр.037/2G 7
- типа «Хоусинь», пр. 037/1G 23
- типа «Хуанфэнь», пр. 021 30
- типа «Хоку», пр. 024 25
Патрульные катера: 234
- типа «Хайнань», пр. 037 95
- типа «Хайцзюй», пр. 037/1 22
- тип «Хайци» 2
- типа «Шанхай-3» , пр.062/1 17
- типа «Шанхай-2» , пр.062 98
Минно-тральные корабли: 48
- минный заградитель, пр. 918 1
- МТЩ нового типа 2
- МТЩ типа «Т-43», пр. 010 40
- РТЩ типа «Восао», пр. 082 5
Десантные корабли и катера: 89
- БДК типа «Юйтин», пр. 072-II,-III 18
- БДК типа «Юйкань», пр. 072 7
- СДК типа «Юйден», пр.073-III 11
- СДК типа «Юйдао», пр. 073-II 4
- МДК типа «Юйлинь», пр. 079 32
- МДК типа «Юйхай», пр.074 10
- Десантный ТР типа «Цюнша» 4
- МДК - катамаран 3

Военно-морская доктрина ВМС НОАК начала разрабатываться с конца 1980-х гг. и была официально провозглашена в 1995 г. В ее основу положена «Стратегия активной обороны», предусматривающая создание ВМС и поддерживающих их ВВС, способных не только отразить агрессию со стороны моря, но и предусматривающая превентивные удары, в т.ч. и на океанском ТВД. При этом было заявлено, что:

На первом этапе, до начала XXI века, создание группировок, способных поддерживать благоприятный операционный режим в пределах зоны, ограниченной «первой цепью островов» – о-ва Рюкю и Филиппинские, и в акватории Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей;

На втором этапе (до 2020 г.) планируется ВМС усилить таким образом, чтобы они могли осуществлять оперативные действия в пределах «второй цепи островов» – Курильские о-ва, о. Хоккайдо, о-ва Нампо, Марианские, Каролинские и о. Новая Гвинея, включая акватории Японского и Филиппинского морей, а так же морей Индонезийского архипелага;

На третьем этапе (до 2050 г.) предполагается создать мощный флот, способный решать поставленные задачи в любом районе Мирового океана.

Одновременно перед ВМС КНР уже на современном этапе стоят задачи обеспечения интересов государства на море, связанных с разработкой природных ресурсов океана и безопасностью судоходства.

Таким образом, первый этап программы ориентирован на защиту территории КНР от ударов с моря и обеспечение безопасности морских коммуникаций и промышленной деятельности связанной с разработкой природных ресурсов в акваториях китайских морей.

Между тем, ряд событий позволяет нам предположить, что основным регионом приложения сил ВМС НОАК в ближайшее десятилетие будет индо-океанское направление . Так, еще в 1994 г. около 90 % всех перевозок экспортных и импортных грузов (не менее 840 млн. т.) и 27 % грузооборота Китая приходится на морские коммуникации Южно-Китайского моря и, соответственно, Индийского океана.

Возрастающая зависимость Китая от состояния индо-океанских коммуникаций обусловлена так же увеличивающимся дисбалансом между потребностями энергетики страны в нефтепродуктах и объемами внутренней добычи – необходима компенсация дефицита за счет импорта, который по прогнозам составит – до 50% потребностей к 2005 г. и 80% в 2010 г.

Данное предположение подкрепляется проведением КНР «Стратегии жемчужных бус» – созданием линии стратегических партнеров на побережье вдоль морских коммуникаций в Персидский залив, что выражено:

В развитии военно-морского сотрудничества со странами индо-океанского бассейна – Пакистаном, Мьянмой и Индией,

В заключении оборонных соглашений с ЮАР и Камбоджей,

В широкомасштабном портовом строительстве в Бангладеш (порт Читтагонг),

В возможном строительстве канала на перешейке Кйра (Таиланд), который соединит Андамантское и Южно-Китайское моря, минуя Малаккский пролив, территориальные воды Индонезии и Малайзии.

В целом строительство ВМС НОАК осуществляется в рамках долгосрочных программ, основанной на реализации концепции «защиты стратегических границ и жизненно важного пространства», согласно которой Китай должен иметь вооруженные силы, способные одержать победу в войне любой продолжительности и масштаба. К числу побудительных мотивов активации военноморского строительства в современном Китае следует отнести ряд важных событий, таких как: включение США территории восточного Китая и его акватории в операционную зону Тихоокеанского объединенного командования ВС США, выход США из договора по ПРО 1972 г., создание США системы ПРО с привлечением ВМС Японии, Республики Корея, Австралии и Тайваня, опыт ведения США и их союзниками воздушно-морских операций в ходе локальных конфликтов современности в Юго-Восточной Европе, в Центральной и Юго-Западной Азии, и наличие «тайваньской проблемы».

Организационная структура ВМС НОАК состоит из надводных и подводных сил, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны и оперативных формирований: Северного, Восточного, Южного флотов, Сангарской речной и Бохайской учебной флотилий и предусматривает однородные оперативные соединения – эскадры (подводных лодок – 6, эскортных кораблей – 7, минно-тральных кораблей – 3) и тактические соединения – бригады и дивизионы.

В дополнение к трем флотам, ВМС НОАК рассматривает возможность формирования четвертого флота, способного вести масштабные действия в океанской зоне, за пределами прибрежных операционных зон флотов, охватывающих прилегающие к Китаю акватории – аналога советских оперативных эскадр и флотилий.

Проведем анализ современного боевого состава и боевого потенциала ВМС НОАК с различных позиций, а именно:

Анализ структурных показателей боевого состава китайского флота по силам и единицам - надводным, подводным и воздушным силам, боевым надводным кораблям, подводным лодкам и летательным аппаратам;

Анализ географической проекции боевого потенциала ВМС НОАК по зонам дальности.

* Возрастные категории БНК, ПЛ и ЛА определены как: новейшая – до 10 лет, современная – 10-15 лет, устаревшая – 16-25 лет, старая - свыше 25 лет. Учитывая, что в практике китайского флота, наблюдается современное строительство БНК, ПЛ и ЛА по устаревшим проектам, фактическая оценка возрастной категории конкретного типа БНК, ПЛ и ЛА проведена по методу экспертных оценок с учетом морального старения. При этом основным качественным показателем возрастной категории принимаем коэффициент новизны – «Кнов.», определенный по формуле:

Удовлетворительным считается значение коэффициента равное величине «0,5» – см. Сравнительная оценка корабельного состава ВМС Индии и Пакистана. Резяпов Н., Иванов Ю. // Морской сборник. 6-2000. С.61.

Анализ возрастного показателя * БНК, ПЛ и ЛА китайского флота.

При этом факторы влияния природно-климатических условий, организации боевой службы, использования плавучего тыла и передовых пунктов базирования, технической надежности оружия и вооружения не учитываем. Расчетные материалы по указанным выше направлениям анализа вынесены в приложение.

Подведем итог анализа, отразив результаты графически – см. рис. 1 и 2 .

Так, «осредненное стандартное водоизмещение корабельного состава» составляет величину порядка 1000 т., а аналогичная величина «по экипажу» – 68 чел., что свидетельствует о «прибрежной ориентации» китайского флота в целом.

Как пример этого, отметим, что в структуре боевого корабельного состава количественное преобладание имеют малые БНК – ракетные и патрульные катера, удельный вес которых составляет 51, 9% и на долю которых приходится 1/5 часть противокорабельного ракетного потенциала китайского флота.

Корабли же морской зоны – эсминцы и фрегаты, а так же подводные лодки составляют 4.7, 7.9 и 13.8 процентов соответственно.

Анализ возрастных категорий китайского флота свидетельствует о том, что боевой корабельный состав ВМС НОАК всего на 19.4% обеспечен кораблями новых и современных конструкций.

При этом обновление корабельного состава осуществляется с преимущественным уклоном строительства кораблей морской и океанской зоны. Так, из 121 боевого корабля, построенного в последние 10–15 лет, на долю десантных кораблей приходится 38.0%, подводных лодок – 27.3%, фрегатов – 13,2% и эсминцев – 10,7% «новостроя».

Между тем, безнадежно старыми являются всё то ничтожно малое количество противоминных кораблей Китая – 46 ед. (95.8%), что делает противоминную оборону не то, чтобы низкоэффективной, а эфемерной * [ Отметим, что два новых тральщика, проходящие приемку в 2006 г., возможно являются первыми кораблями в программе противоминной обороны китайского флота ] ... Аналогичные выводы распространяются и на устаревшие, и на старые малые БНК (96,6%)…..

Помимо этого отметим, что в составе флота устаревшими и старыми кораблями являются 18 эсминцев (55,2% кораблей данного класса), 33 фрегата (67,3%) и 40 десантных кораблей (46.5%).

В итоге и в целом, очевидно, что:

Большая часть боевого корабельного состава представлена устаревшими и старыми кораблями, что ставит под сомнение их боевую ценность;

Дисбаланс в современном военно-морском строительстве Китая – преимущественное строительство морских и океанских кораблей, «при забвении» сил прибрежной обороны, обеспечивающих «своей повседневной рутиной» действия морских и океанских кораблей.

Боевой авиационный состав ВМС НОАК в большинстве своем представлен самолетами устаревших и старых конструкций – 82.7%, а в «функциональном выражении»: истребительной – 43,5% ЛА (232 истребителя), бомбардировочной – 22.5% (120 самолетов), и истребительно-бомбардировочной и штурмовой (19.5% или 104 машины) авиацией.

Состояние же авиапарка боевых самолетов китайского флота может быть определено как:

Бомбардировочная авиация – все машины старых и устаревших конструкций;

Истребительная авиация на 86,2% (200 ЛА) представлена так же самолетами старых и устаревших конструкций,

Истребительно-бомбардировочная авиация, почти на половину (46.1%) – самолеты старых конструкций.

«Бросается в глаза» ничтожно малый состав базовой патрульной авиации – 12 самолетов БПА старой конструкции, что делает результативность воздушной разведки и патрулирования весьма сомнительной, без привлечения самолетов разведки и ДРЛО Военно-воздушных сил Китая…

Таким образом, современные Воздушные силы ВМС НОАК так же в подавляющем большинстве (82.7%) представлены самолетами старых и устаревших конструкций, что делает их боевую ценность сомнительной.

Обновление авиапарка ВМС НОАК, равно как и рассмотренного выше корабельного состава, осуществляется, прежде всего, в обновлении ударной и истребительной авиации: в числе 88 новых и современных самолетов, построенных или приобретенных в последнее время, состоят 56 истребителей-бомбардировщиков (63.6% поступлений) и 32 истребителя (36.4%).

Проанализируем географическую проекцию боевого потенциала ВМС НОАК по операционным зонам дальности.

При этом данные зоны определены удаленностью от береговой черты, а именно:

Прибрежная – до 200 миль;

Ближняя морская – от 200 миль до 500 миль,

Морская – от 500 миль до 1000 миль, и

Океанская – свыше 1000 миль.

Географически, раздел ближнеморской и морской операционных зон проходит по рубежу: юго-западная акватория Японского моря – восточная оконечность о-ва Кюсю – южная часть о-ва Лусон и дельта р. Меконг. А раздел ближнеморской и прибрежной операционных зон проходит по рубежу: западное побережье Корейского п-ова – восточное побережье о-ва Тайвань – «середина» Индокитайского п-ова.

Таким образом, прибрежная и ближнеморская операционные зоны фактически охватывают акватории Желтого, Восточно-китайского и Южно-китайского морей.

Расчет показателей боевого состава и боевого потенциала ВМС НОАК выполнен в монографии, а результат отражен на рис. 3 .

Проанализируем полученный результат. При этом фактор напряженности использования сил и средств флота не учитываем.

Так, очевидно, что для действий в прибрежной зоне может быть задействовано 100% боевого состава и боевого потенциала китайского флота.

Но уже для оперирования в ближнеморской зоне может быть привлечено меньше половины (45.6%) боевых самолетов и исключает возможность применения до 20% БНК.

А для действий в морской операционной зоне могут быть задействованы до 1/ 3 боевого корабельного состава и 14% боевых самолетов.

Таким образом, по итогу 2006 г. китайский флот пока сохраняет боевую структуру* [ Обратным примером являются современные Морские силы самообороны Японии, полностью адаптированные для действий в морской (1000-мильной) операционной зоне ], ориентированную на действия в прибрежной и ближнеморской операционных зонах.

Между тем, необходимо отметить, что за первое шестилетие XXI века, ВМС НОАК удалось существенно увеличить потенциал своего силового присутствия в морской операционной зоне – см. табл. 2 .

В итоге и в целом заметим, что современные Военно-морские силы Китайской Народной Республики количественно обеспечены силами и средствами для создания благоприятного операционного режима в пределах зоны, ограниченной «первой цепью островов - о-ва Рюкю и Филиппинских», что говорит о выполнении первого этапа «Стратегии активной обороны».

Между тем, анализ боевых возможностей китайского флота с учетом боевых потенциалов ВМС стран региона и военно-силового присутствия США в Восточной Азии говорит о том, что современные военно-морские силы Китая самостоятельно навряд ли смогут обеспечить безопасность своего государства с морских направлений* [ Обоснование этого вывода приведено в книге «Красный дракон. Современные военно-морские силы Китая» ].

Таблица 2

Динамика роста боевого потенциала ВМС НОАК
в морской операционной зоне, 2000–2006 гг.

Боевые средства
для морской операционной зоны
Всего,
2006 г.
Поступ-
ление в
2000-
2006 гг.,
ед.
Удельный
вес пос-
туплений
в итоге
2006 г., %
Эсминцы, ед. 29 8 28,0
Фрегаты, ед. 16 6 37,5
Подводные лодки, ед. 87 22 25,0
Десантные корабли, ед. 25 9 36,0
Боевые самолеты, ед. 64 24 37,5
Противокорабельные ракеты, ед. 792 380 48,0
Зенитные управляемые ракеты, ед. 696 448 64,0
УР «воздух-воздух», ед. 144 144 100
Торпеды, ед. 1366 366 26,0
Десантовместимость, тыс. чел. 5,9 2,25 38,0
Танковместимость, ед. 215 90 42,0