Курсовая работа: Садово-парковое искусство Японии. Садово-парковое искусство китая и японии Садово парковое искусство японии




16 марта 1934 года в Японии были открыты три первых национальных парка: Сето- Найкай,Унзен-Амакуса и Кирисима-Яку. История садово-паркового искусства Японии насчитывает тридцать столетий. Она тесно связана с японской живописью – изображениями водопадов, озер, долин, гор, скал. Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроение у человека было главной целью японского ландшафта Существенный отпечаток на садово- парковое искусство Страны восходящего солнца наложили естественно-природные условия. Это и влажный субтропический климат: местами с различным количеством осадков, солнечных дней и колебаниями температур. Это и своеобразный рельеф, явившийся основным элементом композиции, подчас рукотворный с разнообразными водными устройствами – прудами, речками и водотоками, скалами различной величины и формой, богатым ассортиментом древесных пород: вечнозеленых, хвойных, лиственных, красиво цветущих деревьев и кустарников.








Парк Кэнрокуэн или Парк Кэнроку-эн Один из Трех самых знаменитых парков Японии, Кэнрокуэн провозглашен сокровищем национального масштаба. Название Кэнрокуэн («парк шести элементов») отражает шесть взаимодополняющих элементов: простора и уединенности, человеческого труда и налета старины, текущей воды и панорамных видов на обширной территории парка. Сад открыт круглый год, за исключением шести дней с 29 декабря по 3 января. Весной и летом в сад можно попасть с 7 утра до 6 вечера, осенью и зимой – с 8 утра и до половины пятого.




Изначально это был сад замка Канадзава. Парк был создан в XVII веке и открыт для публики в 1875 году. На территории в 25 акров расположено множество деревьев (около 8 750), цветов и других растений (всего 183 вида), пруды, водопады, ручьи, мосты. Среди достопримечательностей парка древний фонтан и чайный домик. Вода подается из удалённой реки по сложной системе водоснабжения, построенной еще в 1632 году.









В японском парке цветы посажены очень тесно и создают очень красивые и причудливые композиции. В парке есть 100 летняя глициния, также около 160 глициний, которым около 60 лет и 1500 азалий, которым более 60 лет. Для столетней глицинии парком создан огромный каркас для поддержки огромного зонтика фиолетово-синих цветов (глициния относится к лиановым, очень хорошо формируется).






Япония: особенности национального чаепития Азиатское гостеприимство очень похоже на русское – вас всегда пригласят за стол и угостят чаем. Но, в отличие от нашего родного самовара, корзинки с бубликами и ягодного варенья, восточный гость предложит путешественнику только миниатюрную чашечку зеленого чая. Это совсем не от скупости: так местные жители демонстрируют свое дружелюбие, предлагая самое, по их мнению, ценное угощение.




Главные атрибуты церемонии: деревянный ящичек с сухими травами, простая керамическая посуда, медный чайник (идеально чистый, но не начищенный до блеска, потому что японцы любят «эффект старины»), бамбуковая ложка и шелковые салфетки. Японская эстетика предполагает чаепитие в чайном домике («тясицу»), расположенном в живописном саду («тянива») для медитаций. Чтобы попасть в него, нужно пройти по каменистой дорожке вдоль сосен и кипарисов («родзи» – в переводе «земля, покрытая росой»).



Если вас пригласили на домашнюю чайную церемонию, похвалите интерьер комнаты и поинтересуйтесь, что написано на свитке, который висит в стенной нише («токомона») – там обычно стоят цветы, аромалампа и листок с мудрым изречением. Хозяин заранее готовит свиток с афоризмом конкретно для церемонии чаепития и придает выбранным словам большое значение.

Японское ландшафтно-парковое искусство зиждется на умении подчеркнуть природные красоты, руководствуясь эстетическими и философскими идеями. Мастера стараются избегать чрезмерного искусственного декорирования и сосредоточены на возможности выделить естественный ландшафт. Согласно древней синтоистской религии природные особенности, такие как горы, водопады и леса имею свой собственный дух и душу.

Предпосылки развития садово-паркового искусства Японии

За сотни лет своего существования, озеленение в Японии превратилось в оригинальную художественную форму и стало важной частью культуры страны. Искусство японского сада тесно связано с архитектурой и обработкой натуральных материалов, которые являются неотъемлемой частью ландшафтного дизайна. История японской традиции художественного оформления уличного пространства восходит примерно к 7 веку, а первые документы об их дизайне относятся к 10 веку.

Остатки древних каменных сооружений, датируемых 5 веком нашей эры, имеют отдаленное внешнее сходство, с встречающимися в ландшафтном дизайне образцами. Подобные древности, в виде плоских вертикальных, расположенных кругом камней, обнаружены археологами на острове Акито и на Хоккайдо. Однако ученые склоняются к версии, об использовании их для проведения духовных ритуалов, а не для красоты. Будет вполне справедливым утверждение, что для того периода концепция централизованного планирования парков и садов была не столь актуальна. Эти камни были объектами поклонения и местом воздания молитв духам природы. Но духовные основы сублимировались в художественные формы осмысленного размещения камней в садах и парках. В период с седьмого века по десятый, привносились новые культурные и религиозные аспекты из Китая и Кореи. Именно они и сыграли важную роль в развитии садово-паркового искусства Японии, стали философской основой для оригинального японского видения пространства. Компоновка камней подчеркивает уважение к природе и абстрактным представлениям мира, полученным из религии и философии. Дизайнеры используют натуральные камни без какой-либо искусственной обработки.

Предназначение японских садово-парковых ансамблей

Традиционный японский сад сочетает в себе элементы, опыт употребления которых был накоплен за многие века. Все они отражают влияние определенных периодов истории. Считается, что нет понятия «типичный традиционный японский сад». Типичным можно считать лишь влияние его атмосферы и наслаждение от посещения. Следует отметить, что до недавнего времени самые исключительные образцы садово-паркового искусства были редко открыты для широкой публики. Их строила правящая элита для удовлетворения своих личных эстетических потребностей. Разбивались парки и при храмах, чтобы создать в их окружении настроение, соответствующее для поклонения и созерцания. Сюгаку-ин — один из самых больших садов в Киото. Он был спроектирован для отставного императора, чтобы он мог провести оставшиеся годы в спокойствии. Сад Серебряного павильона Гинкаку-дзи был создан для отдыха сёгуна из династии Асикага в неспокойные времена конфликтов в столице. Они служили средством достижения покоя и умиротворения, которого правители так отчаянно искали в периоды ссор и конфликтов, отмечающих большую часть истории Японии. По своей задумке сады были воплощением утопичной идеи, реализации рая на земле. Отдельные образчики этого направления в искусстве достигли поистине максимально вообразимого сходства.

Философия японского ландшафтного дизайна

Так или иначе, а идеи, реализованные на веренице островов на восточной окраине Азии, развились под влиянием дзэн-буддизма, который был привезен из Китая в тринадцатом веке, и дополнились самобытностью Японии. Оценка и понимание традиционного японского сада является сложной и трудной задачей. Визуальные объекты и конструкции, воспринимаемые западным обывателем по различию форм, текстуре и цвету менее важны для азиатского ценителя. На первый план выходят невидимые философские, религиозные и символические значения. Понимание приходит с анализом истории происхождения и значения ключевых элементов, присутствующих в той или иной форме, почти в каждом японском саду: воды, камней, растений… При проектировании парков используют такие элементы, как пруды, ручьи, водопады, острова и холмы, чтобы создать миниатюрные репродукции природных пейзажей.

Символизм в ландшафтном дизайне Японии

Так как благодаря своему географическому расположению Япония представляет собой группу островов в окружении морей и океанов, вода как элемент дизайна имеет решающее значение. Один из самых популярных стилей сада — «chisen». В таких местах для отдыха и созерцания пруд или озеро занимает наиболее значительную часть. В основе лежит концепция необходимости и важности воды не как субстанции, а как символа жизни. В данном случае не столь важно количество воды, сколь необходимо ее наличие. При дефиците места, возможность созерцать воду реализуется в небольшой каменной емкости. В сухих садах стиля «Karesansui» наличие воды как таковой не является обязательным. В таких пространствах, море символизирует серый гравий или песок, с нанесенным на него узором.

Море без островов немыслимо, и в создании таких островов японцы во многом обязаны концепциям ландшафтного дизайна, заимствованным из Китая. Одним из самых ранних стилей стал «shumisen-shiyo», Утопия или священное место удаленное от обычного человеческого общества. В садах, следующих этой традиции, остров бессмертного и вечного счастья, под названием Хорайсан или Хорайджима, стал важным элементом. В более поздних интерпретациях буддизма священный остров был заменен легендарной горой, на которой считалось, что жил Будда.

Журавли и черепахи, согласно китайской мифологии — символы долголетия. Часто острова формой напоминают именно этих представителей фауны, являющих собой воплощение благоприятных обстоятельств и долговечности. Другим благоприятным символом является Кибунэ, корабль сокровищ, который плывет по морям. В инсталляциях его часто представляют группой камней. Подобные острова, из-за своего священного характера, недоступны для человека. Помимо сакральных, парки могут иметь островки, соединенные с основной территорией мостами. Часто на них размещаются чайные беседки. В сухих садах, или садах камней, островки представлены каменной породой интересных форм, установленных на песке. Группы камней могут быть расположены близко к краю водоема или его символического изображения.

Символ триединства Будды, представлен в ансамблях тремя вертикально расположенными камнями. Самый большой камень, который всегда находится в центре, представляет Будду, а два поменьше, помещенных рядом, представляют собой бодхисаттв.

Деревья и растения, используемые в саду тесно переплетены с духовной и физической жизнью японского народа. Сосна является основным структурным деревом. Традиционно его называют «Токива» — вечнозелёная. Сосна символизирует долголетие и счастье. Черные и красные сосны представляют позитивные и негативные силы в мире. Японская черная, или мужская сосна, символизирует собой прошлое, а красная, или женская –будущее.

Бамбук и сливовые деревья часто представлены в композиции. Комбинация сосны, бамбука и сливы символизирует благоприятные обстоятельства. Слива — воплощение энергии и символ терпения, благодаря способности к раннему цветению после суровой зимы.

Эстетика парковых ансамблей

Уникальная японская эстетика традиционных садов проистекает из дзэн-буддизма. Влияние религии из Китая осуществлялось в два этапа. Первые веяния буддизма в стране относятся к периоду правления династии Тан, дзен концепции пришли из китайской эпохи Сун. Японские монахи, возвращающиеся из Китая, привезли учение, а вместе с ним и предметы искусства, которые высоко ценились аристократией, верующими и воинами того времени. Влияние на искусство и архитектуру Японии были невероятно впечатляющими и продолжительными.

Эстетическая ценность японского стиля заключается в кажущейся простоте, естественности, утонченности. Отличает традиционный стиль и использование наводящих символов, а не прямолинейных решений. Монастырские садово-парковые ансамбли, представляющие «Путь Дзен» славятся использованием асимметрии, с применением совершенных форм и использованием не четных элементов композиций.

Для того, чтобы постичь сущность вещей, все несущественные элементы должны быть отброшены. Изобразительное искусство той эпохи, выраженное черными чернила суми, убеждало ценителей, что монохромное изображение позволяет узреть бесконечные варианты оттенков. Эта тенденция перенеслась и в японскую эстетику садов, где преимущественно преобладал монохроматический зеленый цвет. Цветы призваны были лишь выгодно подчеркнуть и возвысить ценность цвета основного.

Элементы японского сада

Важное понятие для японского садово-паркового ансамбля — «простота», которую не следует путать с однообразностью и монотонностью. В понятие закладывается достижение максимального эффекта минимальными средствами. Чайные домики или беседки частично скрыты за деревьями или оградами. Каменные фонари устанавливаются рядом с деревьями и кустарниками, чтобы не становится главными объектами осмотра. Красочные аксессуары исключаются. Приветствуются природные приглушенные цвета.

Постройки, мосты, заборы, дорожки проектируются с использованием естественных материалов. Дизайнер сада должен скрывать свои творческие инновации и креативные идеи под видом природы. Скрупулезно обрезанный бонсай, должен казаться вековым деревом, выросшим естественным образом.

Пруды, фонтаны, водопады и мосты

Пруд, является одним из основных элементов в японских садах. Для соответствия естественному аналогу, техногенные пруды асимметричны. Берег водоемов обычно подчеркнут камнями. Поток воды из водопада или ручья, устремленный к пруду символизирует человеческое существование: рождение, жизнь и смерть. Звук и внешний вид воды меняется по ходу следования от бурного и стремительного потока до безмятежной тишины спокойной глади.

Фонтаны иногда располагаются у подножия холмов, на его склонах или в сени леса. Нередко использование источников и колодцев. Это сделано как для функционального использования, так и из эстетических целей.

Мост является как продолжением дорожек, так и декоративным дополнением. Традиционно деревянные опоры мостков остаются необработанными. Мосты, пересекающие песок в садах камней не несут функциональной нагрузки. Это исключительно декоративное устройство, используемое для духовной медитации. Каменные мосты, выполненные без поручней, подчеркивают, как декоративность сооружения, так и настраивают на духовный лад, убирая преграду между гостем и окружением. Мосты бывают разных форм и стилей. Используемые материалы варьируются. Применяют как обработанные, так и необработанные камни, разные виды древесины. Планируя несколько мостов, стараются избежать повторения, чтобы добиться эстетического разнообразия.

Садовые растения и деревья

Деревья и растения добавляют японским садам свой уникальный характер. Если европейские сады отличает красочность и разнообразие деревьев, кустарников и цветов, то японские садово-парковые ансамбли гордятся своими преимущественно зелеными, а зачастую и вечнозелеными деревьями. Однако японские сады не всегда были монохромным. В классическом саду 10-12 веков сосны дополнялись черешнями, абрикосовыми и сливовыми деревьями. Декоративные цветущие кустарники украшали не только парки, но и внутренние дворы. Неизменно лишь обрамляющее камни расположение крупномерных и маломерных растений. Их предназначение заключается в попытке собрать ландшафт в единый ансамбль, внести плавность в пейзаж и задать базовый характер пространства. Среди лиственных растений преимущественно используются клены. Покровный слой дополняется различными мхами, осокой и лесными цветами. Растения призваны подчеркивать быстротечность времени и неизменность чередования времен года. Цветущие однолетние растения не в почете. Быстрое и пестрое цветение мешает сосредоточенью. Исключается использование клумб, газонов и цветников. Выигрышно смотрятся стволы деревьев и пни.

Садовые тропинки и дорожки

Тропинки, как и многие другие элементы японского сада, уходят своими корнями к традициям проведения чайной церемонии. Они стали характерной чертой разнообразных ландшафтов. Изначально каменные тропинки служили альтернативным путем, позволяющим миновать покрытые мхом участки. Плоские ступеньки служили не только для сохранения травы, а также для облегчения в ориентировании посетителя при перемещении к определенному визуальному объекту.

Камни располагаются с переменным интервалом, составляя не повторяющиеся узоры. Дизайнер тщательно размещает камни, обращая особое внимание на форму, цвет и размер. Каменные ступени располагают возле веранды, входа в дом, или в чайную комнату. Планируется, что гость разуется и оставит свою обувь на ступеньке перед входом. Противопоставление природных и искусственных камней в естественной среде подчеркивают образ.

Ограды и стены

В японских традиционных садах используется три типа оград: невысокий короткий забор от дома до сада, внутренний забор и внешняя ограда. Наружное ограждение — это первое сооружение, которое встречает при приближении к саду. Оно обычно реализуется из толстых плотно собранных ветвей, являясь своеобразной защитной стеной. Тем не менее внешний вид зависит от типа сада, который оно окружает. Например, ландшафтный садовый забор не реализуют массивным, чтобы сохранить иллюзию обширной территории.

Часто используются бамбуковые ограждения. Они могут быть различных текстур и узоров, являясь фоном для выгодной подачи растений и цветов. Внутренние ограды, как правило, не сплошные, служат перегородками. С их помощью подчеркивается легкость и естественность пространства.

Японские сады возникли под впечатлением китайских садов. Отличие японского и китайского садов С.С. Ожегов описывает так «… В Японии сад формируется вокруг компактной, как правило, симметричной, группы зданий. Китайский сад включает симметричные группы зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами. В Китае основные, наиболее выразительные точки зрения на пейзажа подчёркнуты беседками, воротами, специальными круглыми проёмами (в форме луны). Японский сад проектируют так, чтобы смена красивых пейзажей шла непрерывно вдоль обусловленного пути следования…».

Японский сад - сложное для восприятия произведение садово-паркового искусства, которое, как и любой другой аспект необычной для европейцев культуры Страны восходящего солнца, невозможно понять, не углубившись в ее историю, традиции и религиозные верования. Нужно учитывать и тот факт, что к природе японцы относятся не так, как европейцы: они считают, что ее нельзя постичь логически, а только интуитивно.

Традиционные сады (Kanji, nihon teien) в Японии можно найти повсюду: в частных домах или по соседству - в городском парке, в Буддистских храмах и Синтоистских святынях, в исторических достопримечательностях, вроде старых замков. Много японских садов более известны на Западе как сады Дзен. Чайные мастера по старому обычаю создавали изысканные японские сады совершенно другого стиля, восхваляя деревенскую простоту.

Типичные японские сады включают в себя несколько обязательных элементов, настоящих или символических:

  • - каменный фонарь среди растений
  • - вода
  • - остров
  • - мост, ведущий к острову
  • - чайный домик или павильон

Обращаясь к истории, надо отметить, что очень трудно назвать дату возникновения первых японских садов, за исключением нескольких археологических находок в городах Азука, Нара и Киото с небольшими остатками садов Ранней Японии. Хотя некоторые источники, например Японская летопись восьмого столетия (Nihon Shoki), вносит небольшую ясность в этот вопрос.

В ее текстах упоминаются сады, которые принадлежали правящему классу. Некоторые источники указывают на то, что эти сады могли послужить образцом для садов в поместьях периода Хэйян. Должно быть, дизайн ранних садов испытывал серьезное религиозное влияние, связанное с приданием большого значения природным объектам в синтоистских верованиях. японский китайский сад парк

Несмотря на то, что истинное значение несколько неясно, одно из японских слов для сада звучит как niwa - обозначает место, которое убирали и очищали в ожидании прихода kami - божественного духа синтоизма. Преклонение перед большими скалами, озерами, вековыми деревьями и другими уникальными объектами природы сильно повлияло на внешний вид японского сада.

С приходом Буддизма, японские сады начали обращаться и к мифическим горам, островам и морям. Эти образы, часто в форме камня или группы камней, продолжают играть роль в дизайне японских садов, хотя не всегда дано знать - их умышленно включали в ландшафт в ранние века или это продукт более поздней интерпретации. Одно ясно, что пруд или озеро обычно включались в ранние проекты, и эти элементы прошли через всю историю японских садов.

Как буддизм и даосизм проникли из Кореи и Китая, так и много других элементов ранней японской культуры стали причиной того, что ранние проекты сада в Японии, возможно, подражали корейским или китайским образцам (исторические записи Периода Азука предполагают, что проект сада для Soga no Umako, вероятно, имел корейский образец).

Вода по площади может занимать от 30 до 70%, устраиваются острова, всевозможные мостики. Камень и вода символизировали мощные силы природы, и эти устройства садов по сей день не утратили своего символического значения. Отдельные и собранные в композиции камни (исигуми) являются «скелетом» сада. Камни в садах всегда располагались по особым правилам, их подбирают по типу, цвету, фактуре.

Японский сад пропитан символикой, например, острова в водоёмах - черепаха, журавль.

Создавались сады мхов, сады камней, миниатюрные сады, сады для чайных церемоний.

Именно в Японии научились специально старить камни, скульптуры, выращивать миниатюрные растения.

«… Традиции Киото различают три типа садиков: «Ке» предназначен для внутренних домашних нужд; «Харе» служит для формальных традиционных церемоний; сады «Суки» несут только эстетическую функцию. Нередко в одном садике сливаются функции «ке» и «харе» или «харе» и «суки»…»

Японский сад - особый сад, мы у себя дома всего лишь приспосабливаем его к естественному природному окружению и культуре страны, в которой он создаётся. Нам удаётся только придать японский колорит какому-либо одному участку своего сада или же использовать отдельные элементы как садовые украшения, например, японские фонари их расставляют независимо от изначальной символики как исключительно декоративные садовые украшения.

Чтобы создать атмосферу Востока, достаточно соорудить маленький пруд и сады из камней или?песка или гравия, расположить фонари в восточном стиле. Как правило, мы создаём гибрид японского и традиционного западного стилей, такое смешение стилей может выглядеть очень эффектно, чем строгое подражание японскому стилю.

Японский сад (яп. “ъ–{’л‰Ђ, ‚Й‚Щ‚с‚Д‚ў‚¦‚с, нихон тэйэн или яп. ?a -’л‰Ђ, ‚н‚У‚¤‚Д‚ў‚¦‚с, вафу тэйэн ) -- разновидность сада (частного парка), принципы организации которого были разработаны в Японии в VIII--XVIII веках.

Начатая первыми храмовыми садами, основанными буддийскими монахами и паломниками, постепенно складывалась вся прекрасная и сложная система японского садового искусства.

В 794 году столица Японии была перенесена из Нары в Киото. Первые сады напоминали места для проведения праздников, игр и концертов под открытым небом. Садам этого периода присуща декоративность. В них высаживали множество цветущих деревьев (сливу, вишню), азалии, а также вьющееся растение глицинию.

Однако в Японии есть и сады без зелени, созданные из камня и песка. По своему художественному замыслу они напоминают абстрактную живопись.

Японский сад символизирует совершенный мир земной природы, а иногда выступает олицетворением Вселенной. Характерными элементами его композиции являются искусственные горы и холмы, острова, ручьи и водопады, дорожки и участки песка или гравия, украшенные камнями необычных очертаний. Пейзаж сада формируется с помощью деревьев, кустарников, бамбука, злаков, красиво цветущих травянистых растений, а также мха. На территории сада могут также размещаться каменные фонари, беседки, чайные домики.

Формирование основ японского садоводства происходило под влиянием эволюции японской архитектуры, а также религиозно-философских представлений японской знати. Изначально сад был составной частью резиденций аристократов, но впоследствии был заимствован буддистскими монастырями и знатными самураями. С XIX века он получил распространение среди японских простолюдинов, став неотъемлемой частью многих частных домов. В XX веке сооружение садов в японском стиле стало популярным и за пределами Японии.

Тремя наиболее известными садами Японии традиционно считаются Кэнроку-эн (Канадзава), Кораку-эн (Окаяма) и Кайраку-эн (Мито).

«Три сада Японии»:

Кэнроку-эн

Кораку-эн

Кайраку-эн

Монастырские сады:

Сад Рёан-дзи

Сад Тофуку-дзи

Сад Сайхо-дзи

Сад Дайтоку-дзи

При создании ландшафта японские мастера, прежде всего, старались выявить самобытность каждой вещи.

Восемь основных принципов обустройства парка, разработаны китайскими архитекторами:

  • 1. Действовать в зависимости от внешних условий (наличие воды, рельеф местности);
  • 2. Максимально использовать окружающую природу (использовать то, что находится за забором и вокруг);
  • 3. Отделять главное от второстепенного (что будет главное на участке - то и нужно выделить);
  • 4. Использовать контрасты (большое и малое, светлое и тёмное, высокое и низкое, широкое и узкое и …);
  • 5. В малом добиваться большего;
  • 6. Использовать постепенное раскрытие видов;
  • 7. Использовать гармонию пропорций;
  • 8. Учитывать время восприятия пейзажа.

Кроме того, существуют сады, подчиненные одной идее, например сады камней, воды, мхов, времен года. В них главным «действующим лицом» становятся соответствующим образом расставленные группы камней или водопад, или различные по цвету и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке

Список литературы

  • 1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B0%D0%B4
  • 2. Николаева Н. С. Японские сады. -- М.: Арт-родник, 2005.
  • 3. ЃwЉв”g “ъ–{’л‰ЂЋ«“TЃxЏ¬–мЊ’‹g Љв”gЏ‘“X ISBN 4000802070
  • 4. ЃwђAЋЎ‚М’л Џ¬ђмЋЎ є‰q‚МђўЉEЃx“тЌи”Ћђі Т “c”Ё‚Э‚И‚ЁЋB‰e ’WЊрЋР ISBN 4473011585
  • 5. ЃwЊНЋRђ…Ѓx ЏdђXЋO-ж ‰НЊґЏ‘“X ISBN 4761101598
  • 6. ЃwЊГ‘г’л‰Ђ‚МЋv‘zЇђ_ђеђўЉE‚Ц‚М“ІњЫЃx‹аЋq-T”V Т Љpђм‘IЏ‘ ЉpђмЏ‘“X ISBN 4047033391
  • 7. Ѓw’л‰Ђ‚М’†ђўЋjЃx‘«-?‹`ђ­‚Ж“ЊЋRЋR‘‘ -рЋj ¶‰»ѓ‰ѓCѓuѓ‰ѓЉЃ[ ”т“c”Н v ‹gђмЌO ¶ЉЩ ISBN 4-642-05609-2
  • 8. http://www.biolokus.ru/landshaft/styles.html

30.Феодальные за 5.

5. В конце XII в. борьба феодальных кланов привела к возникновению новой столицы Камакура. Император сохранил только титул и функции верховного жреца синто. Развивается феодально-рыцарское мировоззрение. Самураи предпочитают в архитектуре строгость и благородную простоту, близкую национальному духу Японии. Кроме того популярным становится дзен-буддизм. Строятся дзенские монастыри, где храмы напоминают сельские хижины с земляными полами, обнажёнными стропилами (монастырь Энгакудзи, Сяридэн – хранилище реликвий). Пагоды отсутствуют. Крыши становятся очень высокими. Обожествляются деятели церкви и военачальники, развивается портретный жанр в искусстве. Появляется техника лепки по левкасу – мелованному грунту, нанесенному на дерево), глаза инкрустируются камешками. Статуи буддийских проповедников и военачальников ставятся в храмах. Художник Фудзивара Таканобу создаёт портрет первого сёгуна Японии Минамото Ёритомо в парадном чёрном однянии. Для стиля этого периода характерна строгость и лаконизм форм, выразительность силуэта, классическая чёрно-красно-белая цветовая палитра. Всё это призвано выразить стойкость и волевой характер сёгуна. В отличие от китайского портрета, где фигура изображается фронтально, здесь фигура расположена в пол-оборота.В 1333 г. феодалы Асикага завоевали власть и перенесли столицу вновь в Киото в район Муромати. Сёгуны покровительствовали искусствам, поэзии. Их привлекает старина, «патина времени» на вещах. В жилище преобладает стиль «Сёин-дзукури», для которого характерна большая связь с природой, простота, утилитарность. Внешние и внутренние перегородки (сёдзи и фусума) раздвигаются, создавая вариабельность решения пространства. Жилой дом состоит из разноуровневых пространств. На самом высоком уровне находится кабинет хозяина - «сёин», в который могут входить только равные ему по социальному статусу люди. Объёмы соединены в единую пластическую композицию, сблокированы, врезаны друг в друга. В интерьерах появляется монументальная живопись на ткани, натянутой на перегородки. Вместо алтаря Будды появляется ниша «токонома» с живописным свитком и букетом «икэбана». Создаются видовые точки из дома в сад и из сада на дом – «картины живой природы», павильоны в саду для занятий музыкой и поэзией. Примерами такоготипа павильонов могут служить Золотой павильон в монастыре Рокуондзи в Киото и Серебряный павильоны дворца сёгунов Асикага. Золотой павильон (Кинкакудзи), позже превращённый в храм, покрыт тонким слоем листового золота. Трёхъярксный павильон отражается в воде и является органической частью большого тенистого сада и озёрно-островного ландшафта. Серебряный павильон сочетал в себе святилище и кабинет. Он положил начало «чайным домикам». Культовое зодчество сблизилось со светским. Ярусный стиль распространился в жилищном и замковом строительстве.

31.Садово-парковая культура японии.

История садово-паркового искусства Японии насчитывает тридцать столетий. Она тесно связана с японской живописью – изображениями водопадов, озер, долин, гор, скал. Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроение у человека было главной целью японского ландшафта. Существенный отпечаток на садово-парковое искусство Страны восходящего солнца наложили естественно-природные условия. Это и влажный субтропический климат: местами с различным количеством осадков, солнечных дней и колебаниями температур. Это и своеобразный рельеф, явившийся основным элементом композиции, подчас рукотворный с разнообразными водными устройствами – прудами, речками и водотоками, скалами различной величины и формой, богатым ассортиментом древесных пород: вечнозеленых, хвойных, лиственных, красиво цветущих деревьев и кустарников.Древесно-кустарниковая растительность для оформления сада подбиралась очень тщательно. Почти отсутствовал цветочный декор. Вечнозеленая флора в саду являлась источником блаженства и покоя. Доминирующим элементом считалась сосна обыкновенная, ценившаяся за высокий стройный ствол, стойкость и ажурность кроны. В одиночной посадке, как солитер, она воспринимается на фоне газона акцентом и дает эффектное отражение в воде. Палитра хвойных многокрасочна: здесь и кедр, и ель, и можжевельник, и тис, и кипарис и др. то же можно сказать, и о лиственных, и о красиво цветущих породах: наряду с плодовыми весьма часто применяются рододендроны, магнолии, форзации. Реликтовое дерево гингко и камфорное дерево – не редкость.Японцы всегда любили вишню сакуру и персиковое дерево за красоту цветения в весенний период, клен за великолепную пурпурную осеннюю листву. Часто недалеко от дома высаживались банановые деревья специально, чтобы во время дождя слушать «музыку капель» и дополнять зрительные впечатления слуховыми.А лотосы на прудах - в особом почете. Однако предпочтение отдается ирисам, хризантемам и пионам. Вдоль аллей сплошь покрывающие склон холма стриженые кустарники создают зеленый фон, демонстрируя свои «прически» в виде шаров и кубов. Трудно представить японский сад без бамбука - «подлинного классика», а среди травянистых прочное место завоевали хосты с их сердцевидными элегантными листьями.Старинный японский сад не знал газона. Открытые пространства покрываются речным песком, украшенным бороздками, иногда со сложными узорами. Японцы не стремятся к яркому красочному антуражу своего сада. Он скорее одноцветен. Один из одобряющих штрихов природы - мох разных оттенков и одноцветный. Весь пейзаж строится на массе нюансов крон деревьев или побегов кустарников или их листвы.

Характеристика японского сада

Тяготение к символике - характерная особенность японского сада. Там можно созерцать и дерево с причудливой кроной, напоминающее превратности судьбы человека, и изображение черепахи в виде определенной композиции из скал, и группировку камней и деревьев по семь, пять или три, кстати, тоже не случайно - расчет на воображение человека, который домысливает тот или иной пейзаж самостоятельно. К примеру, водную гладь заменяет гладкий песок, а горы - композиция из камней и обломков скал.Назначение большого парка менялось: то там была лодочная прогулка, но время которой можно любоваться чудесными пейзажами, то длительные путешествия вдоль тропинок парка и, наконец, любование одним из восхитительных пейзажей с определенной видовой точки вблизи дома или из него. Все эти правила впоследствии стали основой ландшафтных парков Европы.Японский сад (или парк) существует трех видов:

1) сад с холмами и водоемами;

2) плоский сад с водоемами и островами;

3) плоский сад без водоемов.

В японских трактатах по садово-парковому искусству рекомендовался следующий баланс территории дворцово-паркового ансамбля:

1) под здания - 40 % от общей территории;

2) под открытые пространства сада или парка -30%;

3) под закрытые пространства - 30%.

Создатели садов и парков стремятся к копированию природы, к естественному равновесию, гармонии свободного и заполненного пространств, предпочитают мягкость общего зеленого или серого тонов. В японском саду нет скульптуры, ее роль играют скалы и камни. А солистами служат каменные фонари, мосты, мощение из плит. Популярна в ландшафтном искусстве Японии теория контрастов, берущая свое начало с XIII в. В жизни существует контраст двух сил - активной и пассивной. Высокий камень - господствующее, активное начало, камень лежащий - пассивное. И они должны быть противопоставлены. Скажем, по теории контрастов высокий фонарь непременно ставится около низкого развесистого дерева. Мастером и теоретиком японского садово-паркового искусства монахом - художником Соами (1459-1526 гг.) - в руководстве «Предание о садах» еще более конкретизируется учение о контрастах. Он разработал 12 стилей простых и морских пейзажей.Стиль трав, например, требовал круглых холмов и плоских камней, узловатых сливовых деревьев на берегу водоема; а скалисто-морской стиль - высокого водопада, деревьев, разбитых грозой, и морских камней на берегу. В современном паркостроении является общепринятым учение о типах ландшафтов, играющее большую роль при разработке композиции парка, основой которого были камни. Теория выделяла 138 главных типов камней: камни-тропинки, лежачие, озерные, речные, делящие поток и т. п.

В Японии существовали в основном четыре типа садов:

1} императорские;

2) сады при монастырях;

3) миниатюрные садики при жилых домах;

4) сады чайных церемоний.

Наиболее впечатляющими из них стали «Сад камней» и Парк Катсура в Киото.

«Сад камней»

Лучшим примером символического сада стал «Сад камней» при монастырском храме Реандзи в Киото площадью 218,8 м2, замкнутый с трех сторон невысокой каменной стеной. На четырехугольной площадке асимметрично расположены 15 камней различной формы.Они находятся на «полотне» из гравия по пять групп из двух-трех камней разных конфигураций. Веранда настоятеля монастыря есть видовая точка, с которой только и можно смотреть на этот сад. С любого места се всегда видны лишь четырнадцать камней, один какой-нибудь постоянно скрыт. Таким образом, автор иллюзорно выразил идею о том, что «истинная реальность скрыта от беспокойного ума».В саду нет ничего растущего и увядающего. Однако он не кажется застывшим и мертвым. В зависимости от времени года и дня изменяются освещенность камней, величина их тени, оттенок и фактура каждого камня и т. п. Вот почему сад вызывает все новые и новые ощущения.

Парк Катсура

Характерен своей планировкой дворцовый парк Катсура, расположенный на берегу реки на окраине Киото.Построен он в 1602 году на плоской местности. В парке созданы сеть каналов и прудов, небольшие искусственные холмы, для насыпки которых послужил вынимаемый грунт. Площадь его – 10 га. Он совершенно изолировал от окружающего парк пространства, так что все внимание сосредоточено на внутренних пейзажах. В нем совершают прогулки пешком и на лодках. Постоянная смена картин гармонично переходит одна в другую. Главенствующая роль отведена самым различным хвойным деревьям и кустарникам. Прогулочный маршрут необычайно длинный, и это благодаря весьма извилистым контурам берегов и островков.

Архитектура и ландшафтная архитектура: Европа и Япония

Садовая архитектура не существует сама по себе, она является частью культуры общества в данное время. Сад обычно находится рядом с жильем и во многом связан с его обликом. Традиционные японская и европейская архитектуры не только непохожи - они противоположны по своим принципам.

В Европе, куда мы относим и Россию, дом - безопасное теплое место в холодном враждебном окружении. Толстые стены надежно разделяют интерьер и внешнее пространство. Европейское садовое искусство тоже во многом является хроникой подчинения природы человеку, воплощенной в противопоставлении рукотворного и естественного.

В Японии же, с ее теплым и влажным климатом, понятие дома (минка - жилой дом) практически тождественно понятию крыши над головой. Основой всей конструкции являются деревянные столбы (сечением 121 х 121 мм), которые держат черепичную или соломенную крышу с характерной стропильной системой. Несущими элементами являются только эти столбы; легкие стены не играют никакой конструктивной роли, они не задерживают тепло и холод. Сдвижные перегородки cедзи, оклеенные полупрозрачной бумагой, скорее объединяют окружающее пространство и интерьер, чем разъединяют их. Иерархия помещений четко отражается материалом покрытия пола и его уровнем: кухня и хозяйственная часть дома имеют земляной пол; дощатая терраса поднята над землей, как и покрытая толстыми соломенными матами - татами - жилая часть. Размеры всех элементов стандартизированы, измеряются в кенах (примерно 1,8 м) и соотносятся со стандартным размером татами (0,9 х 1,8 м, то есть 0,5 х 1 кен). Такая стандартизация, по-видимому, связана с тем, что детали дома изготавливались в мастерских, а строительство сводилось к их монтажу, занимавшему всего несколько дней.

Поэтому в Японии традиционно отношение к дому, как к временному сооружению, которое легко построить заново или восстановить. Сад же - нечто намного более ценное - ведь деревья должны расти много лет, чтобы они приняли нужную форму, камни должны покрыться мхом, и все вместе - приобрести патину старины и неподдельности.

История возникновения

Сады при городских усадьбах известны в Японии еще с периодов Асука (593-710) и Нара (710-794). Япония находилась в то время под сильным влиянием материковой культуры. Развитые торговые связи японских купцов привели к тому, что в VIII веке из Индии, Китая или Кореи был завезен чай. Первая плантация появилась в районе Киото. Из Китая пришла и религия (буддизм).

В 607 году китайский император приказал построить пространный дворец с садом вокруг. Комплекс имел площадь 75 кв. миль, в строительстве участвовало почти миллион человек. В обширном саду было девять искусственных прудов, самый большой - 13 миль по периметру. Посетив эту стройку в том же году, японский посланник был настолько впечатлен, что через несколько лет у императорского дворца в Наре (тогда столице Японии) был построен сад с прудами, островами, мостиками, павильонами и беседками.

В период Хэйан (конец VIII-XII век) столицу перенесли в одноименный город, известный сейчас как Киото. Хэйан - эпоха богатства и процветания Японии. Спокойное время, интенсивно развивается национальная культура, уменьшается китайское влияние. В конце IX века император официально запретил торговые связи с Китаем. У аристократов появилось время и возможность для увлечения строительством и разбивкой садов. Они жили в роскошных поместьях, построенных в стиле синден, их сады были великолепны. К концу периода Хэйан сады резиденций придворной аристократии сравнивали с земным воплощением рая (стиль Дзедо). К этому времени складываются принципы использования асимметрии и духа местности ("принимай во внимание окрестности") в садовом дизайне.

В XIV-XV веках дзен-буддизм распространяется все шире, оказывая огромное влияние на развитие Японии; одновременно перестает действовать запрет на сношения с Китаем. В период Камакура (1185-1392) появляется военное сословие самураев. Самураям с их суровым образом жизни пришлись по нраву аутотренинг и жесткая самодисциплина, проповедуемые дзен-буддизмом. Садовое искусство начинает переходить в руки все более влиятельных дзен-монахов. Сады при дзен-буддистских монастырях видоизменяются. Теперь они предназначены не для прогулок и веселого времяпровождения, а для созерцания в ходе медитаций на пути к просветлению. Облик сада подвергался упрощению, редукции, отбрасывалось все несущественное. Значительную роль играл символизм: кусты, камни и песок (галька) в дзен-буддистском саду изображали горы и воду. Пустое пространство было не менее важно, чем заполненное предметами.

В период Муромати (1392-1573) абстрактное садовое искусство дзен-буддизма достигает расцвета. В 1499 году строится знаменитый своим садом камней храм Реандзи в Киото. Начинает зарождаться чайная церемония. Мурато Дзюко - ее создатель - формулирует четыре принципа: гармония, почтительность, чистота и тишина (покой). В первой половине XVI века Дзео Такэно придумывает чайный домик. Усиливается самурайское сословие. Могущественные военачальники имеют в своем распоряжении целые армии, которые они используют в том числе и для перемещения огромных камней и обустройства новых землевладений.

С середины XV до середины XVI века продолжается период феодальной раздробленности, войны всех против всех - "эпоха воюющих провинций". Частные армии самураев, подчиненных враждующим феодалам, воюют друг с другом. В ходе войны Онин, которая на протяжении 10 лет шла на улицах Киото, город был практически полностью разрушен. Однако в это же время, как ни парадоксально, продолжали развивается экономика, культура, искусства. Умение писать стихи для самурая было не менее важным, чем владение мечом.

Во второй половине XVI века Япония объединяется под единой властью (период Момояма, 1573-1603). В этот мирный период Сэн-но Рикю, ученик Такэно, разрабатывает исходные положения создания сада вокруг чайного домика. В устройстве сада и архитектуре домика, в предметах для совершения чайной церемонии - кружках, котелке для воды используются принципы саби и ваби. (Саби - букв. патина. Безыскусная изящная простота, как бы воплощающая в себе дух старины. Ваби - уединенность, безыскусность, скромность.)

Впервые появляется такая характерная особенность японского сада, как стрижка кустарников (особенно азалий). Появляются сады для прогулок, по которым гуляют по предписанным образом проложенным маршрутам.

На рубеже XVI и XVII века столицей Японии становится Эдо (совр. Токио). Начинается период Эдо. Железная рука правителя Токугавы вновь закрывает Японию от внешних влияний. Роль самураев в жизни общества сводится на нет - они становятся рядовыми госслужащими, зато усиливается влияние городских торговых классов, купцов. В этой атмосфере садовое искусство перестает быть вотчиной монахов и воинственных художников, и становится профессией ремесленников. Строились как крошечные сады в городских резиденциях, размером буквально несколько татами, так и большие пригородные парки по историческим мотивам.

В XIX веке, после окончания самоизоляции, в ходе реставрации Мэйдзи в Японии началось широкое заимствование западных технологий. Появились постройки из кирпича и камня, стали разбивать газоны.

С открытием страны для иностранцев и запад получил японские идеи.

Принцип взаимопроникновения пространств, разрушение монотонности типовой застройки, создание уголка для релаксации и любования красотой природы и сменой времен года (прямо в своем городском жилище) - вот что черпает современное садовое искусство в традиционной японской культуре дома и сада.

Алексей СКИБИН,По материалам компании "СпецПаркДизайн"