image

Ошибки саморазвития

От новых Канфарщиков: Ошибки саморазвития
Автор: Андрей Кусев

Доброго времени суток, дорогие подростки.
Вероятно, сразу возникает вопрос, почему это я заранее обращаюсь к читателю с непредугадываемым возрастом, как к подростку? А я могу успокоить, ведь это — никак не оскорбление, как можно бы было понять. Подумайте, что делает подросток? Подросток — неизменно растёт, он познаёт новое, отличается от других своим практически неповторимым набором свойств, уникален и потенциален. Так что, говоря откровенно, я всем вам сделал комплимент. Но также я обратился именно не к вам, а к той вашей части, свойства которой уже примерно описал. Потому что повести свою речь я хочу именно по теме, которая ничем не отлична от любой другой: её ловко используют PR-щики, о ней могут много несуразных слов говорить не шибко умные люди, и она будет преследовать, а, в идеале, вести нас, всю нашу жизнь.

Если спросить у среднего человека, что это слово для него значит, можно услышать типовые и не обязательно от этого неправильные вещи: занятие спортом, тренировка памяти и умственной деятельности, ноотропные препараты, здоровый и активный образ жизни в целом. И вещи эти, бесспорно, в общем случае вполне верны. И тут, как уже догадался дорогой читатель, встречается первая ловушка, которая, оставаясь незамеченной, губит многие и многие судьбы. И заключается она в этом самом «общем случае». Что есть «общий случай»? Как он выглядит? Отвечать на эти вопросы я не стану, но скажу точно: случай этот, как ни банально, очень и очень иллюзорен. Человек может быть абсолютно здоровым физически, вести здоровый образ жизни, иметь мнение психиатра, что он адекватен и продуктивен, и всё равно к нему не относиться. А это уже следует из того, что все мы разные, и, следовательно, общепринятые принципы и нормы нельзя без риска примерять на себя.

Признаюсь, у этого текста есть не всем очевидная цель, и я, чтобы уравнять умеющих и не умеющих читать между строк, её сформулирую. Моя мечта, к осуществлению которой я стремлюсь и стараюсь устремить других: быть лучшим. И быть лучшим, как сначала может показаться, не синонимично, а, порой и противоречит мечте многих и многих персон «быть лучше всех». В чём разница? В том, что в случае попытки быть «лучше всех», конечным критерием являются способности других людей, достижения которых необходимо всеми силами превзойти. И только в мире с неограниченной конкурентоспособностью человек достигает непрерывного роста, будь то олимпиада по Биологии ВсеРоссийского уровня, или же спортивная олимпиада. В это же время, суть альтернативного подхода в постоянном развитии себя так, чтобы становиться всё время лучше, чем был до этого, в том, в чём становиться лучше вообще имеется какой-либо смысл.

Всем нам с рождения даны различные возможности, например, мать Пети в период его внутриутробного развития заботилась о здоровье и поддерживала физическую активность с наблюдением у врача, и он сформировался выносливым, остроумным и жизнерадостным, Мише повезло меньше, и на том же этапе развития у его матери за окном произошла авария на ЧАЭС, в результате чего его тело сформировалось асимметричным и всячески изуродованным следствиями не летальных мутаций, зрение и слух резко хуже, чем у Пети, а IQ к 12 годам не превышает 80. Пользуясь грубостью этого условного примера, укажу: ничто не мешает Мише стать параолимпийским спортсменом, чемпионом мира по шахматам и даже моделью, как и ничто не мешает Пете спиться или начать ингаляционно употреблять толуол-содержащие растворители, и разложить свой блестящий исходно ум на фрагменты, с трудом позволяющие зарабатывать себе на жизнь. Заметим, в обоих случаях они сами превратили свою обочину истории в новую хорошую полосу, и наоборот. К слову, факт из мира музыки: человек, резвившийся с абсолютным слухом, лишь самое первое время обучения в музыкальной школе имеет над сверстниками превосходство, с годами, остальные выработанным собственным слухом будут уже практически не отличны от людей с «бонусом».

Знать мир вокруг себя порой не так важно, как познать самого себя, и речь тут не о возможностях, а как раз наоборот, — о более важной нашей части, об ограничениях.
Миша с самого рождения не мог решать сложные задачи быстро, пользовался очками, слуховым аппаратом, и научился не только трезво оценивать свои перспективы и возможности, но и экономно распределять свои усилия, ведь ему всегда приходится учитывать, что мир создан не для него, и существует он не благодаря, а вопреки. Петя же встретился с первыми проблемами слишком поздно, и ему было непривычно, что у него что-то не выходит, что-то там надо тренировать, и, помимо этих, он столкнулся со многими другими неприятными впечатлениями, от которых помог уже алкоголь, погубивший столь прекрасную, казалось бы, личность.

Познав свои ограничения, можно работать либо конкретно с ними, интегрируя их несвойственные обыденности черты в жизнь, и, таким образом, превращая в достоинства, компенсировать чем-либо сходным или оставлять их в покое, считая неисправимыми, а вместо них развивать имеющийся остаток возможностей, чётко осознаваемый теми, кто наделён лишь им, и довольно смутно теми, кто наделён всем.

Разберём ещё некоторые ньюансы правильного саморазвития, основываясь на приведённых выше ответах на вопрос «что есть саморазвитие?»

I. Спорт.
Если говорить о человеке, который пошёл в фитнес-клуб, нашёл там хорошего тренера, которого заранее выбирал по отзывам, и у него есть здравый мотив, будь то покрытие себя грудой мышц, снижение массы жира в теле, ну или тренировка сердечно-сосудистой системы, то единственное, что стоит сделать такому человеку: это пожать ему руку и сказать уместный комплимент.
Я неспроста сказал именно «мотив», а не «цель». Ведь плохо осознанному человеку ничто не мешает ходить на тренировки с основными мотивами в роде причинения себе мышечной боли, истощения тела, не имеющего избытка веса, через чур активными упражнениями, для понтов, и многое другое. Насчёт самодиагностики ничего не скажу, но имейте в виду, может, проще сходить к психоаналитику.

II. Питание.
Многие слышали, а некоторые сталкивались лично, с такими проблемами, как Расстройства Пищевого Поведения, или просто рпп. Всё, что связано с недугами в этой области (например, булимия, неконтролируемая тяга есть чрезмерно много пищи, иногда с «извержением» обратно в мир с целью продолжения явствования; анорексия, или просто недоедание и снижение аппетита; сыроедение, это про любителей есть сырое мясо), имеет в корне, помимо полной безграмотности в диетологии, некоторое избыточное внимание на этой или других проблемах и сравнение своего опыта с чужим, что вывело их к серьёзным девиациям с последующим ущербом здоровью. Опять же, лишний раз не грех подумать своей головой.
Ну и не стоит напоминать, к чему приводили попытки советского союза и его потомков программировать за народ, что ему надо есть, а чем он уже объелся.

III. Память.
Часто можно слышать при описании качеств человека: «у него феноменальная память!» Или «он знает столько классных историй» и много других, похожих по формату, выражений. В моей частной жизни я часто слышу от людей, как они говорят, что их память крайне плоха, я ничего не могу запомнить, вспомнить и вообще кошмарный сон, а не база данных. При этом, довольно часто они обладают катастрофически точной памятью на, например, даты, переписки, сохранённые изображения и тому подобную информацию. Таким людям достаточно всего навсего объяснить, что память — не некая строго природно ограничивающая статья, а навык, который использованием тренируется, а неиспользованием — атрофируется.
И работает он в том порядке, в котором его тренировали, гораздо лучше, чем в ином. Например, помнить свои сохранённые картинки позволяют, во-первых, аффективная реакция на конкретный мем в своём исходном значении, память обстановки и времени, в которых он был встречен, а также ассоциативная память, если мем неоднороден и скрепляет сразу несколько хорошо известных субъекту тематик. С такой настройкой он сможет стать отличным искусствоведом, или же он окажется слишком проницательным и будет запоминать всё фотографически, в случае звуковой информации — по обстановке по время прослушивания и ассоциативным выходом на собственно данные. Самый элегантный способ улучшить общую память, который я использую сам, это, при встрече с давним материалом, стараться вспоминать по случайно попавшим в поле внимания частицам, максимально много, что с этим материалом связано, будь то звук, цвет, хронология, аффективная, смысловая составляющие, и так далее. По легенде, тренировка подробного вспоминания чего-либо после встречи с этим, должна работать на улучшение всей работы мозга. Как могу посудить сам — работает.
Также напомню, что представители первобытных племён, например, индейцы, обладают феноменальной памятью, они помнят всё полностью, с детальной точностью и с сохранением последовательности. Им помогают в этом два аспекта. Во-первых, «туземцы», как их иногда называют, иногда абсолютно не понимают абстрактных понятий, таких как числа больше трёх, Бесконечность или Ничто, и хранить информацию им проще, ввиду того, что сама информация проста, можно даже сказать, примитивна. Во-вторых, многое у тех же индейцев закреплено моторными маркерами, а моторная (или двигательная) память является самой прочной, но с этим можно будет ознакомиться, почитав про различные мнемотехники в свободном доступе.

iV. Ноотропы.
Спросить у любого ноотропщика — если просто есть ноотропы и ничего не делать, умным никак не стать. Очевидно, что мозг не может развиваться без его функционирования, и ноотропные средства, хоть и не мешают, помочь никак не смогут неандертальцу стать человеком. Пейте с умом и надейтесь только на себя, ведь они как машинное масло, где мотор — это ваше сознательное усилие.

Ну и в завершение могу сказать, что нет саморазвитию, когда человек ограничивает себя и, что ещё страшнее, других, в том, что и как делать нельзя, это упадническая картина, допускайте, что и убийцы, и ЛГБТ, и многие другие анимешники такие же, как и вы, и пытайтесь их понять.
Спасибо за уделённое чтиву время

0 комментариев

Оставить комментарий