image

Что я узнал об обучении пока учился учиться

Лек Сан: Что я узнал об обучении пока учился учиться

Автор: Лек Сан

Любой вид саморазвития неотъемлемо включает себя, а то и тождественен обучению чему-то. Меня всегда интересовали способы как сделать этот процесс эффективнее. Как и любой адекватный человек (на самом деле я кот), я пришёл к тому, что эффективность обучения — это не то, насколько быстро ты шпаришь умными терминами в глазах окружающих, или количество книг, или слов в минуту. Любое развитие – это приближение своих представлений об объектах и процессов мира к тому что есть на самом деле. В этой статье я попытаюсь обратить читателя на те моменты, которые позволят приблизить представления к реальности относительно «обучения», «текста» и связанных с ними объектов и процессов.
Смотря на обучение с высоты птичьего полёта, можно сформулировать следующую формулу обучения, отражающую результаты и смысл обучения. Итак, внимание: мы учимся чтобы получить навыки, которые нужны, чтобы удовлетворять потребности. В этой формуле результат обучения есть навыки, а смысл – удовлетворение потребностей. Где же в этой формуле знания, ради которых мы столько лет учили «тексты»? Знания – они поддерживают навык. Навык же можно определить как то, что ты можешь делать, чего не умеет человек от рождения. Проанализируйте, что полезного для вас осталось с учебных заведений. Среди знаний остались только те, что вы практически использовали, то есть те, которые поддерживали действие (навык) либо напрямую удовлетворяли потребность (например, знания трендов своей отрасли напрямую удовлетворяли потребность в принадлежности к социальной группе).
Итак, результат обучения это прежде всего навыки + поддерживающие знания. Определимся, как развиваются навыки. На первом этапе, называемом осознанной компетентностью, нужно понять конкретный алгоритм. Во время многократного выполнения алгоритма, благодаря обратной связи (ошибкам, успехам) происходит обобщение, трудозатраты на выполнение алгоритма уменьшаются, растёт качество, алгоритм переходит в состояние неосознанной компетентности. Мы становимся роботами, у которых появилась нейронная сеть для выполнения этого алгоритма, задействуем её 8 часов в сутки на заводе, чтобы удовлетворить потребность в деньгах, чтобы потреблять, удовлетворяя тем самым фундаментальные потребности.
Ранее был простой сценарий рабочего. Для повседневной жизни и для более достойных человека видов рабства, кроме навыков выполнения типовых задач необходимы прежде всего навыки принятия решения или навыки руководства. Даже для не руководящих людьми должностей, основная ценность специалиста заключается в том, что он может определить, что нужно делать, исходя из ситуации, а не просто выполняет элементарную типовую задачу, необходимость сделать которую уже решена. Такие навыки руководства невозможно или сложно описать конкретным алгоритмом, а всё, что возможно, уже описано и автоматизировано (ну почти).
Для формирования навыка руководства нужны поддерживающие знания, которые условно можно разделить на две категории: принципы и адекватные представления об объектах (процессах, явлениях), с которыми нужно иметь дело. Адекватные значит соответствующие тому, что есть на самом деле. Знать принцип – значит уметь его сформулировать абстрактно в общем виде, знать его обоснование, приводить конкретные примеры применения этого принципа. Представления об объектах – это знание его сущности, конструкции, устройства, свойств, значений этих свойств. Чаще всего у обывателей представления об объектах, которыми занимаются специалисты, неадекватно и неполно, и поэтому их нужно углублять и приводить в соответствие к реальности. Навык руководства с использованием этих поддерживающих знаний придет в результате опыта решения задач, то есть многократного использования принципов. Таким образом, изучая общие принципы, мы учимся формулировать алгоритмы методов, реализующих эти принципы, а потом уже, многократно выполняя эти алгоритмы, формируем классический навык управления. То есть использование навыков руководства идет от принципов к методам.
Мы подошли к тому, что нужно учиться не просто долбить молотком железки на заводе, но изучать эти представления и принципы. Что же нужно делать, чтобы эти «тексты» не вылетали из головы и могли быть использованы? Для начала определим обучение в смысле получения знаний. Это связь новой информации со старой с целью её воспроизведения и использования. В соответствии с этим нам нужно решить следующие задачи. Во-первых, определить какую информацию на данном этапе обучения нужно запомнить. Во-вторых, определить старую информацию, с которой будем связывать новую. В-третьих, связать старую информацию с новой так, чтобы укрепить эту связь до уровня воспроизведения, использования, уровня необходимого для долгосрочного хранения этой информации. Кратко пройдемся по технологиям, которые можно использовать на каждом этапе.
Первая задача это ни что иное, как постановка цели. Перечислю основные принципы, которые необходимо здесь соблюдать. Во-первых, любое изучение должно начинаться с проблемы. Во-вторых, цель не должна быть совсем конечной, а должна соответствовать текущему этапу обучения, чтобы передвинуться ровно на один этап дальше, а не к последнему этапу. Цель определяет необходимую для данного этапа ширину и глубину изучения. Для начала нужно «рыть» в ширину. После этого станет понятно, какие темы рыть глубже. То есть сначала расширяем кругозор в данной предметной области, а затем углубляемся в нужные для решения проблемы темы. Поясню на примере. Проблема: что-то болит, а врачи не помогают, вы начинаете гуглить симптомы и понимаете, что такая боль может быть следствием многих причин. В данной ситуации целесообразно изучить анатомию и физиологию места, с которой потенциально могут быть проблемы. То есть привести свои представления в соответствии с реальностью. При этом, как минимум, станут более понятны описания механизмов патологии. Используя эти знания, отслеживая динамику симптомов, свои ощущения вы сможете обобщать эти данные и делать более точные предположения, затем проверяя их. Таким образом первый этап — изучения анатомии: названий, расположений, основных функций органов. Второй этап — изучение строения и механизма работы конкретного органа, возможных нарушений механизма работы (нормальной и патологической физиологии). Третий этап — изучение методов, которыми можно исправить нарушение или хотя бы уменьшить его проявления (уже конкретные медицинские дисциплины …логии). Обучение становится активным: вы ставите требования к информации, тем самым создавая места, с которыми эта информация свяжется. Вы ищете информацию, которая удовлетворяет этим требованиям. Эта информация связывается с подготовленными местами. На основе этой информации, а также обобщения эмпирического опыта, ощущений текущей ситуации вы начинаете понимать, что нужно делать. Делая, вы получаете обратную связь. Развивается навык руководства и навыки выполнения отдельных методик.
Описанную выше схему можно назвать естественным обучением. Так бы делал здравомыслящий ребёнок, не обремененный опытом обучения в учебных заведениях. Схему обучения в учебных заведениях назовём синтетической. В ней всё внешнее и искусственное. Проблема создаётся организацией контролирующих мероприятий с оцениванием: опросы, контрольные, зачёты, экзамены. Они определяют и цель: требования и учебные материалы, как правило, определяются заранее, а их нечёткое определение часто приводит к низкими оценкам, несмотря на то, что ты хорошо разбирался в теме. Эти цели ставятся не по циклическому принципу с чередованием расширения и углубления, а последовательным углублением в каждую тему до достижения конечной ширины. То есть не создав ствол, создаются куча листьев и веток, которые гниют в куче или сдуваются ветром (хотя иногда и насаживаются на ствол при подготовке к итоговому экзамену).
При синтетическом изучении возникает необходимость и в синтетических методах создания места, формирования связи и повышения уровня этой связи до уровня воспроизведения и использования. Эти методы так же являются вспомогательными при естественной схеме обучения и при использовании по показаниям могут увеличить его эффективность. Рассмотрим эти методы.
В качестве места чаще всего выступают расположение информации на странице конкретного учебника, конкретной рабочей тетради, зарисовки на доске, пережитого опыта сидения на конкретном уроке. Более замороченные ученики создают дворцы памяти по методу Цицерона, рисуют интеллект-карты. Чтобы сформировать связь можно выделять места маркером в конкретном носителе информации (хотя в большинстве случаев это делают для красоты). В случае мнемотехнических приёмов соединяют в воображении два образа, логически или визуально склеивая их, застревая один образ в текстурах другого.
Частый вопрос, который задают адептам мнемотехники: и сколько из этого ты будешь помнить через месяц или полгода? Данный вопрос относится к задаче перевода запомненного в долговременную память. В соответствии с этим, разобьем процесс запоминания на два последовательных этапа: загрузки и сохранения. Предыдущие техники определения места, формирования связи отнесём к этапу загрузки. Цель этого этапа – довести информацию любым способом до уровня воспроизведения. На этапе сохранения решается задача перевода изученного в долговременную память. Таким образом, адекватная область применения мнемотехники ограничена созданием искусственного места и искусственной визуальной связи на этапе загрузки информации. Между тем, многие пытаются использовать этот искусственный приём абсолютно везде, в то время как в большинстве случаев гораздо эффективнее сформировать естественную логическую ассоциативную связь по смыслу. Мнемотехнические приемы подходят для запоминания блока информации из большого количество логически несвязанных элементов. В основном это справочная информация.
А теперь подробнее про этап сохранения. Для того чтобы запомненное осталось как минимум на уровне воспроизведения надолго нужно удерживать его в голове в течение 4-7 дней. Именно факт такого длительного удержания изученного является причиной, по которой мозг перенесет его в разряд «запомнить надолго». Именно поэтому билеты экзамена, к которому вы готовились одну ночь не остаются в долговременной памяти: если бы вы готовились в течение одного дня, потом повторяли бы в течение недели, то в долговременной памяти бы осталось гораздо больше (хотя конечно к экзамену вы может быть и помнили меньше, но в долгосрочной перспективе оценка на экзамене не имеет никакого значения). В результате этого этапа воспоминания откладываются в долговременную память, причём не особо важно каким образом вы их загружали на первом этапе: мнемотехнические образы по большей части забываются и остаётся прямая связь.
В течение этих 4-7 дней нужно делать повторение информации. Повторение информации возможно делать двумя способами: восприятием и воспроизведением. Так как цель — воспроизведение информации, то повторение – это строго воспроизведение информации по памяти (а не восприятие, то есть перечитывание). Причём эффективнее сделать 3-5 повторений подряд, а не делать по одному повторению каждый час. Здесь работает следующий принцип: чем выше уровень связи (под связью имеется ввиду связь нового со старым или нейронная связь), тем информация медленнее забывается (кривая Эббингауза). Повторив 3-5 раз подряд обеспечивается высокий уровень связи, вместе с тем каждое повторение будет быстрее предыдущего.
Действительно, сравним два режима повторения. Если повторять 5 раз в день по одному разу, то, во-первых, каждый раз вы будете вспоминать это кое-как (что свидетельствует о низком уровне связи и быстром забывании) и потратите много времени (так как вспоминаете кое-как). Если повторять 1 раз в день по 5 повторов подряд, то на пятый раз вы будете гораздо быстрее воспроизводить информацию (что свидетельствует о высоком уровне связи и более медленном забывании) и потратите меньше времени, так как каждое новое повторение будет заметно быстрее предыдущего. Вывод таков, что нужно делать больше повторений за подход, а подходы реже. Этот малоизвестный и не совсем очевидный принцип назван автором принципа (о котором чуть ниже) «5 больше 10».
Итак, быстро повторю основные тезисы статьи. Мы учимся ради навыков, которые поддерживаются знаниями, чтобы удовлетворять потребности. Обучение начинается с цели: обучение должно решать проблему, круг изучаемых вопросов должен расширяться и углубляться по принципу цикличности. Навыки могут быть навыкам управления и руководства. Первые развиваются в ходе многократного повторения алгоритма, вторые в ходе многократного использования принципов. Развитие любого навыка проходит через уровень осознанной компетенции к неосознанной в результате обобщения обратной связи (положительной и отрицательной). Запоминание – это связь новой информации со старой и проходит в два этапа: загрузка и сохранение. Этап загрузки начинается с определения старой (уже известной информации): волнующего вопроса, проблемы, мнемотехнического образа или места на физическом носителе информации. Затем идёт формирование связи: логической или визуальной. Этап сохранения реализуется удержанием информации в течение 4-7 дней, в течение которых выполняются повторения методом активного воспроизведения подряд 3-5 раз.
Это может казаться сложным, однако если вы будете помнить эти тезисы, то во время обучения вы скорее всего поймёте, что они действительно описывают «территорию эффективного обучения». В конечном счёте, всё описанное перейдёт на уровень неосознанной компетенции и будет казаться простым и естественным. Это всё (и многое другое) даётся и практически закрепляется на тренингах Николая Ягодкина (а конкретно тренинги «Развитие памяти и внимания» и «Работа с информацией») и доступны онлайн на сайте advance-club.ru Статья не проплачена (серьёзно), тренинги полезные, но факт, что далеко не все смогут извлечь из них пользу для себя (но в этом случае вам должны вернуть деньги). Если вам хочется углубиться и практически освоить описанное в статье, добро пожаловать на тренинги.

Лек Сан: Что я узнал об обучении пока учился учиться

0 комментариев

Оставить комментарий